Миссия мира: как пилот-любитель посадил самолет на Красной площади, и что с ним случилось после этого. Матиас руст сел на красной площади Американец сел на красной площади

Утром 28 мая 1987 г. в аэропорту Маальме, близ Хельсинки, Матиас Руст подготовил к вылету свой моноплан Cessna-172R, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10 , получив разрешение, Матиас произвел взлет и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета Руст доложил диспетчеру, что на борту у него порядок и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета. На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки-Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат г. Кохтла-Ярве с его дымами, которые видны за 100 километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Матиас лег на "боевой курс". Погода на этом участке полета была благоприятной: облачность - слоисто-кучевая, 4-5 баллов; ветер - северо-западный, 5-10 метров в секунду; видимость - не менее 15-20 километров. Так начиналась первая фаза полета нарушителя госграницы.

В 14.10 над территориальными водами Советского Союза дежурной радиолокационной ротой (РЛС П-15) близ эстонского поселка Локса был обнаружен неопознанный легкомоторный самолет, который приближался к береговой черте. По инструкции воздушному объекту был присвоен очередной номер и признак "нарушитель режима полетов", поскольку на тот момент заявок на полеты в этом районе малой авиации не было. Курс самолета практически совпадал с направлением оживленной воздушной трассы Хельсинки-Москва, где в верхних эшелонах воздушного пространства находилось несколько самолетов.

Расчет командного пункта 14-й дивизии ПВО приступил к уточнению и анализу воздушной обстановки. Было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию "наверх" не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее 10 легкомоторных самолетов самой различной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания. На командные пункты частей и дежурных подразделений 14-й дивизии были вызваны смены усиления.

Уже на этом этапе начали проявляться последствия расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны. Раньше непременным условием функционирования системы ПВО было наличие прямых и надежных каналов связи с гражданскими диспетчерами системы управления воздушным движением. Информация по целям на вышестоящие командные пункты выдавалась практически с первой засечки. Теперь вместо прямых каналов связи существовала сеть коммутаторов, которая буквально "съедала" драгоценное время. Был нарушен и "святой принцип границы": немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации.

Это свидетельство того, что за пять лет пребывания 14-й д ПВО (КП - г. Таллин) в составе ПрибВО были утрачены необходимые знания и навыки работы расчетов в экстремальных условиях, которые отрабатывались годами постоянной учебы и тренировок. И в данный момент (28.5.1987 г.) уровень подготовки расчетов не соответствовал условиям складывающейся воздушной обстановки. Этот печальный факт породил в дальнейшем цепную реакцию серьезных ошибок на других уровнях управления.

В течение 19 минут расчет безуспешно пытался разобраться в складывающейся воздушной обстановке, а самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.27 командир 656-го истребительного авиационного полка (г. Тапа), оценив обстановку, своим решением поднял в воздух дежурную пару истребителей МиГ-23 с задачей одному из них перекрыть границу, другому - визуально опознать нарушителя режима полетов. И здесь потребовалось время, чтоб согласовать с диспетчерами УВД допуск истребителя в район поиска, поскольку действия дежурных сил ПВО осуществлялись в зоне воздушной трассы.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й д ПВО принял решение о присвоении нарушителю "боевого номера" 8255, о выдаче информации "наверх" и объявлении готовности № 1.

Так на командном пункте 6-й армии ПВО появилась информация о цели 8255. Командующий 6-й ОА ПВО генерал Герман Кромин перевел в готовность номер № 1 все соединения и части 54-го к ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й зрбр (н.п. Керстово), находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет .

Тем временем, в связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта Маальме отметки от самолета, диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие и в предполагаемый район падения направлены спасатели. Поиски продолжались несколько часов. Позже с Матиаса взыщут около 100 тыс. долл. США за "оказанные услуги".

В 14.30 по маршруту полета Cessna-172R погода резко ухудшилась. Усилился ветер, нижний край сплошной облачности опустился до 70-100 метров, видимость упала до 600-700 метров, местами начал моросить дождь. Матиас принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла ст. Дно. В этом направлении видимость была лучше.

В ходе этого маневра, в 14.30 (всего через минуту после получения первых данных о цели) на командном пункте 6-й армии ПВО цель была потеряна . Однако трасса в автоматизированной системе продолжала существовать. В соответствии с ТТХ система поддерживает трассу, ее номер и все параметры движения в течение почти двух минут. И если хотя бы одно донесение о цели поступает в этом временном интервале, сопровождение цели не прерывается. Это результат многолетней работы конструкторов, военных ученых и испытателей АСУ. Изначально задумывалось - избежать случайных потерь трасс воздушных объектов.

Утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО - 14-й д ПВО и 54-го к ПВО, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль. В 14.31 цель снова появилась на экранах радаров одной из радиолокационных рот, но уже в 20 км к западу от прежнего маршрута цели 8255 на предельно малой высоте. Это затрудняло ее устойчивое наблюдение. Информацию по ней решили не выдавать, чтобы ни вносить помех в сложную и без того обстановку. Тем более, цель выходила из зоны обнаружения радиолокационной роты и входила в зону ответственности соседнего соединения.

Десятью минутами раньше, в 14.21, в районе Чудского озера на экранах дежурных радаров появилась отметка с направлением движения: Гдов-Малая Вишера. В 14.24 информацию по этой цели начали выдавать "наверх". С 14.25 отметка стала наблюдаться неустойчиво, и в 14.28 сопровождение воздушного судна было прекращено. В 14.31 этим же подразделением обнаруживается цель с прежними параметрами, но выдается "наверх", как и положено, с другим номером.

И вот вся эта чертовщина совмещается во времени и пространстве. Даже подготовленному человеку, глядя на план-схему - результат детального многодневного анализа - бывает трудно понять, что же происходило тогда, 18 лет назад (статья 2005 года) , в небе и на земле.

А происходило следующее. В 14.31 в результате скоротечного анализа обстановки принимается решение, что цель 8255 изменила курс на 60°. Путем ввода в ЭВМ сложной корректуры расчет заставил "автомат" в это поверить. Дивизионы получили новые целеуказания, но цель 8255 так и не обнаружили. С этого момента, как потом выяснилось в ходе расследования, системой вместо цели 8255 сопровождался долгоживущий метеорологический объект (или их плотная группа) .

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 1970-х гг., когда на вооружение РТВ ПВО стали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили "эхо-ангелами". Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить "автомат" работать без ошибок? Тут уже было не до смеха.

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это вихревые образования, которые формируются из вертикальных восходящих потоков воздуха, особенно при заметной разнице температур на границе земной и водной поверхностей. Это явление весьма характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Физика источников энергии таких вихрей (при их длительном существовании в атмосфере) до сих пор до конца не изучена. Кроме того, сезонная миграция плотных стай птиц создает очень похожий эффект.

Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Вновь сопровождаемая цель 8255 имела высоту 1200 м, среднюю скорость 85 км/час. Значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Очевидно, что и в этом эпизоде операторам явно не хватило квалификации. Это было, скорее, не их виной, а бедой системы. Ведь расчеты, допущенные к боевому дежурству, сдают соответствующие зачеты и экзамены. Значит, кто-то их в свое время должным образом не выучил. Пожалуй, и здесь просматриваются последствия потери профессиональных кадров в ходе реформы Войск ПВО страны в 1978 г.

В 14.36 пилот истребителя МиГ-23 старший лейтенант Пучнин (аэродром Тапа) обнаружил самолет Матиаса Руста и доложил: "В разрывах облаков наблюдаю спортивный самолет типа Як-12 с темной полосой на борту". Визуальный контакт был кратковременным из-за плотной облачности. Больше обнаружить самолет Матиаса не удалось. В ходе следствия Русту задавали вопрос: "Видели ли вы истребитель?" Матиас ответил: "Да, видел и даже поприветствовал его, но он (истребитель) никаких сигналов мне не подавал, а радиостанция моя была выключена". Доклад пилота МиГ-23 был принят, но остался без внимания. Посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время осуществлялись плановые полеты.

В 15.00 решением командующего 6-й армией ПВО с аэродрома Громово была поднята в воздух дежурная пара истребителей с задачей установить тип и государственную принадлежность цели 8255. По маршруту полета цели погода не радовала. Теплый фронт передвигался на юго-восток. Облачность сплошная, местами дожди, нижний край облаков 200-400 метров, верхний край 2500-3000 метров. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно. С зенитных ракетных дивизионов стали поступать доклады, что по новым целеуказаниям цель 8255 не обнаружена. В 15.31 командующим армией было принято решение - цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц . Об этом и было доложено на ЦКП Войск ПВО.

Однако в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета. Если руководствоваться этими рекомендациями, то самолет Руста никак нельзя было отождествить со стаей птиц.

К 15.00 Матиас приблизился к железнодорожному узлу ст. Дно. Погода к этому времени улучшилась. Над точкой пересечения железных дорог Матиас снова изменил курс и теперь уже не менял его до самой Москвы.

В 15.05 аэроплан Руста уже находился в границах ответственности соединения ПВО Московского округа ПВО - 2-го корпуса ПВО (г. Ржев). Его маршрут проходил через пилотажные зоны авиационного полка ВВС, где шли плановые полеты. В воздухе находилось одновременно до 12 истребителей. В 15.00, в соответствии с графиком, изменился код системы государственного опознавания. Поскольку этот процесс (технически всего лишь переключение тумблера) выполняется экипажами в воздухе и расчетами на земле, то эта процедура занимает какое-то время. Как правило, не более одной-двух минут.

В данном случае (с истребителями иап ВВС) процесс затянулся непозволительно долго. С вышестоящего командного пункта требовали немедленно разобраться с ситуацией, так как пять из двенадцати истребителей начали сопровождаться системой без сигнала опознавания "Я - свой самолет". Система в этом случае дает рекомендации по смене текущих номеров на "боевые" и готовит данные для целеуказания зенитным ракетным дивизионам и пунктам наведения авиации. Расчет командного пункта соединения ПВО пытался связаться с руководителем полетов иап, чтобы дать команду увлекшимся молодым пилотам на смену кода. Из-за отсутствия прямых каналов связи это удалось сделать только через 16 минут.

В Московском округе ПВО в это время командиры и личный состав находились в ожидании плановой проверки дежурных сил с участием контрольных целей. Сущность подобной проверки заключается в следующем. По заранее разработанному и согласованному плану на одном из самолетов, находящемся в воздухе, по команде выключается система государственного опознавания. Руководитель проверки объявляет эту цель контрольной. Ей присваивается "боевой" номер и осуществляются все необходимые действия дежурных сил с анализом и выставлением оценки по материалам объективного контроля.

Для того чтобы не вносить дополнительную сумятицу в воздушную обстановку, оперативный дежурный командного пункта соединения дал команду руководителю расчета системы автоматизации подразделения: "Присвоить всем истребителям признак "Я - свой самолет". На возражения офицера, что подобные указания противоречат инструкции, его отстраняют от несения боевого дежурства. В конечном итоге молодой лейтенант команду выполняет. Самолету Матиаса тоже присваивается признак "Я - свой самолет". Таким образом, в 15.10 Руст, сам того не подозревая, временно получил легальную прописку в воздушном пространстве СССР.

К 16.00 , в районе г. Осташков, самолет Матиаса вошел в зону обнаружения следующего по маршруту полета подразделения РТВ и лишился временной прописки. Информация по самолету снова выдавалась без признака "Я - свой самолет". Опять долгое выяснение ситуации и снова присвоение необходимого признака и дальнейшая легализация полета.

Матиас в это время находился в 40 километрах западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа. В воздухе столкнулись два самолета - Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе г. Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Матиаса отождествили с винтокрылой машиной . Поэтому никакого беспокойства Руст на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку объектов одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал "под амнистию" - был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это было уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее, на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей - поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее г. Старица. Полагали, что настороженность в ходе плановой проверки будет не лишней. Поиск результатов не дал.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия радаров Московского аэроузла. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил полета в зоне, связи с экипажем не было. До выяснения ситуации администрация аэропорта Шереметьево прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров. Этому факту средства массовой информации в то время почему-то приписали какую-то загадку, вплоть до предварительного сговора Шереметьево с Рустом.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданская авиационная администрация сама справится с нарушителем режима полетов. Но когда обнаружили, что нарушитель уже в районе городской черты Москвы, где полеты вообще запрещены, что-либо говорить или же делать было уже поздно.

В 18.30 самолет Матиаса появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас сделал три безуспешных попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей. И, как говорил сам Матиас на следствии, "хотя я сигналил, включив посадочное освещение и покачивая крыльями, туристы на площади меня не поняли".

После этого Руст принял рискованное решение - приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей Россия, Матиас начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы ГАИ во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора. Посадку на мосту Матиас выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между соседними поперечными растяжками контактной троллейбусной сети. Это произошло в 18.55 . Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и принялся раздавать автографы.

Нельзя не пролить свет на еще два мифа, возникших в то время. Кто-то из исследователей-любителей, приложив линейку к карте, задался вопросом: почему маршрут протяженностью 850 километров при средней скорости самолета 220 км/час Матиас преодолел за 5 часов 50 минут? Следовательно, он должен был приземлиться на 1 час 30 минут раньше. Сразу появилась версия о том, что Руст где-то производил посадку и, может быть, даже не одну. Кто-то вспомнил, что видели его в аэропорту Хельсинки перед вылетом в джинсах и зеленой рубахе, а выходил он из своего самолета в Москве в красном комбинезоне. Следовательно, переоделся во время посадки.

На самом деле, все было гораздо проще и прозаичнее. Расстояние, которое преодолел Матиас на своей Сеssna-172R, составило 1220 километров, средняя скорость полета, учитывая переменный высотный профиль, 210 км/час. На выходе имеем - 5 часов 50 минут. Это находится в строгом соответствии и с материалами объективного контроля. Кстати, после приземления горючего в баках самолета Руста оставалось еще на два часа полета. Так что Матиас не заботился об экономии топлива.

С красным комбинезоном еще проще. Подготавливая самолет к вылету в Хельсинки, аккуратный Матиас боялся испачкать специально приобретенный для этого полета новый комбинезон. Руст надел поверх его джинсы и рубаху, которые перед вылетом снял. Полет он осуществлял в новом красивом комбинезоне. Ведь он (по его мнению) летел в Москву как посланец мира.

В ходе полета Руста происходили разного рода случайные события и их самым причудливым образом наложения. Любое из них могло привести к прекращению перелета или изменению его целей. Только один пример - опасный грозовой фронт в начале полета Руста мог бы все радикально изменить. Однако этого не произошло - задуманный Матиасом перелет завершился успешно.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Среди причин полета Матиаса Руста в свое время доминировали две версии. Первая заключалась в том, что полет спланирован Западом, чтобы помочь Михаилу Горбачеву осуществить кадровую реформу в высших эшелонах ВС СССР и отстранить от власти консервативное руководство армии во главе с маршалом Соколовым. Вторая версия квалифицировала полет Руста как разведывательный. Обе версии слишком уж изящны, чтобы быть правдой. Вторая сразу отпала в ходе следствия.

Что еще выявилось в ходе расследования? Очевидным стало серьезное несовершенство правовой основы для действий дежурных сил Войск ПВО страны. Фактически ДС стали заложниками серьезных просчетов политиков и высших должностных лиц Минобороны. Возникли непреодолимые противоречия между задачами, возложенными на Войска ПВО, и ограниченными правами руководящего состава в применении сил и средств. Помимо всего прочего, не было критериев оценки действий своих войск в экстремальных ситуациях. Во многом беды коренятся в непродуманной и непрофессиональной реорганизации Войск ПВО в 1978 г. Можно с полными основаниями заявить - если бы не было 1978 г., то и не было бы событий 28 мая 1987 г.

После пролета Руста виновные нашлись почти сразу. Были сняты со своих постов три маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Двое из них - осуждены. Такового кадрового погрома армия не знала с 1937 г. К руководству Вооруженных Сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам. По мнению многих экспертов, деградация ВС СССР началась именно после пролета Руста. Во многом это было связано с качествами новых назначенцев.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 мая 1987 года гражданин ФРГ Руст приземлился на Красной площади.
Случилось это в аккурат на "День пограничника". Его спортивный самолет американского производства «Сессна» был не тронут советскими ПВО и совершил посадку в Москве на Большом Москворецком мосту и уже накатом доехал до Собора Василия Блаженного.

Руст летел через Хельсинки. И сделал одну посадку в СССР что бы замести следы.

Самолет Руста пересек воздушную границу Советского Союза в 14.20 на высоте 600 метров над Финским заливом в районе эстонского города Кохтла-Ярве. Локаторы ПВО это зафиксировали, и дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват были выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», и дальше, вплоть до Москвы самолет Руста «вели» (периодически теряя и обнаруживая вновь).

О самолете-нарушителе было доложено наверх, хотя официально, он якобы летел "инкогнито". Дело в том, что с 1984 года в СССР действовал приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, а этот самолет был явно гражданским.

Наверх доложили, но никто не желал брать ответственность на себя и тянул время, перепихивая ответственность друг на друга. Так он до Москвы и долетел, где система ПВО в тот день вообще была отключена на пофилактику.

Почему его пропустили через свои территории Норвегия, Швеция и Финляндия? Есть подозрение, что с самолетом все было не так однозначно, как кажется.

Тем не менее, самолет благополучно долетел до Москвы. Когда летчик вылез из кабины самолета, он тут же стал раздавать автографы. Недостатка в фотографах не было, в том числе и среди иностранных СМИ. Его арестовали лишь через 10 минут.

Нарушителем оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.

Руст после получения летной лицензии пред полетом в Москву.

Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник - День пограничника». Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров.


Министр обороны Сергей Соколов

В народе Красную площадь стали именовать «аэропортом «Шереметьево-3».

4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство.

На суд приезжали его родители. Сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».

Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

28 мая отмечается своеобразная годовщина: в этот день в 1987 году самолет под управлением немецкого пилота Матиаса Руста приземлился на Красной площади. Это происшествие стало, как это ни странно, одним из самых ярких событий перестройки.

Кто еще, кроме немецкого пилота, совершал "вторжения" на Красную площадь, рассказывает сайт .

Полет Руста

28 мая 1987 года информационные выпуски сообщили о том, что на Красной площади сел иностранный гражданский самолет под управлением немецкого пилота. Самолет Руста пролетел через всю территорию СССР: от Финского залива до Москвы - и не был сбит.

До сих пор неизвестно, какие мотивы двигали немецким летчиком, кому и что он хотел доказать, а главное, почему он сел именно на Красную площадь, но факт остается фактом – самолет Руста беспрепятственно пересек границу Советского Союза и Финляндии и полетел в сторону Москвы.

Самолет могли сбить несколько раз – с эстонского аэродрома по тревоге поднялись несколько истребителей, но, не получив приказа сбить воздушный транспорт нарушителя границы, они вернулись обратно. А противовоздушную оборону Москвы, состоящую из автоматизированных комплексов ПВО, именно в тот день отключили для проведения внеплановой профилактики.

Матиас Руст. Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Руста приземлился на Большом Москворецком мосту, а затем накатом доехал до собора Василия Блаженного. Вышедший из самолета летчик был арестован, успев, правда, раздать желающим несколько автографов. Суд приговорил Руста к 4 годам лишения свободы, но просидел пилот чуть больше года, после чего был амнистирован и вернулся на родину.

В дальнейшем Руст неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов Германии. В 1989 году он ударил ножом медсестру, которая отказалась от свидания с ним, за что был приговорен к 4 годам лишения свободы.
А спустя 12 лет Руста судили за кражу свитера из магазина. Сейчас бывший пилот зарабатывает на жизнь игрой в покер.

Отметим, что Руст был не первым, кто отважился на подобный перелет. За 50 лет до немецкого пилота – в 1938 году – аналогичный поступок пытался совершить англичанин Брайан Монтегю Гровер, влюбившийся в девушку из Советского Союза. Он вылетел на одноместном самолете из Лондона в Германию, а затем полетел в СССР. В Москву, как и Руст. Только целью Гровера была не Красная площадь, а Тушинский аэродром, где тогда проводились военные парады.

Однако долететь до столицы СССР Гроверу так и не удалось – у самолета закончилось топливо, и он вынужден был сесть в Тверской области на одно из колхозных полей. Англичанин был арестован и вполне мог получить 10 лет тюрьмы за незаконное пересечение границы, но суд оказался гуманным и приговорил его к 1500 рублям штрафа.

Другие случаи "вторжений" на Красную площадь

Непонятно, по каким причинам Красная площадь стала привлекать россиян как автодром, но в последнее время случаи въезда на главную площадь страны на автомобилях и других транспортных средствах значительно участились. Это строго запрещено: Красную площадь можно посещать только пешком, и то не всегда – иногда главная площадь страны полностью закрыта для посещения, например, во время подготовки концертов под открытым небом.

Однако это не мешает россиянам нарушать правила. Один из таких инцидентов произоешл 20 сентября 2010 года, когда на площадь заехал байкер. Молодой человек в каске выехал со стороны Васильевского спуска и намеревался проехать в сторону Государственного исторического музея. К мотоциклу немедленно бросились полицейские и сотрудники ФСО. Нарушитель, завидев опасность, попытался скрыться, но не сумел – мотоцикл перевернулся. Водитель не пострадал. На него составили протокол об административном правонарушении.

Отметим, что выезд на территорию Александровского сада и Манежной площади также запрещен. Тем не менее, нарушался и этот запрет. 12 октября прошлого года был задержан студент МГИМО, уроженец Чечни, который заехал на внедорожнике на территорию Александровского сада. Как выяснилось позже, молодой человек показывал двум пассажиркам автомобиля центр Москвы. На нарушителя составили административный протокол.

20 марта этого года за аналогичное правонарушение была задержана москвичка, управлявшая иномаркой. Женщина выехала на Красную площадь, чтобы показать центр города своей подруге, гражданке Финляндии. Нарушительницу задержали и оштрафовали.

2 мая полицейские задержали подростка, который заехал на Красную площадь на скутере. Никаких прав у юноши с собой не оказалось. По факту правонарушения был составлен административный протокол.

25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске.

Как же годы-то пролетели, сколько всего случилось... Помню то смешанное чувство офигения, разочарования и легкой иронии, которое охватило многих. По стране гуляли анекдоты, с усмешкой называли Красную площадь "Шереметьево-3". Хваленная "советская мощь",о которой сейчас так ностальгируют совки, оказалась "липой". Через несколько лет СССР развалился...

В истории пограничной службы и ПВО СССР были два позорных случая, наглядно показавших, что вся мощь Красной Армии является дутой
15 Мая 1941 года немецкий самолёт Ju-52 вторгся в советское воздушное пространство, безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона "Динамо
Пограничники и ПВО проспали...

46 лет спустя, 28 мая 1987 года, на День пограничника, опять немецкий самолет (в этот раз правда легкомоторная "Цессна") перелетев государственную границу СССР, приземлилась на Красной Площади...

Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» (Cessna 172B Skyhawk ). Он совершил промежуточную посадку в аэропорту Хельсинки-Малми для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финской диспетчерской службой, а затем направился к береговой линии Балтийского моря и исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и расценили это как доказательство крушения самолёта. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву.

В одном случае (на аэродроме Тапа (Эстония)) по тревоге подняли два дежурных истребителя. Истребители обнаружили самолёт Руста, но не получили инструкций о дальнейших действиях и, сделав несколько пролётов над самолётом «Сессна» (самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями), просто вернулись на аэродром. Двигаясь в Москву, Руст ориентировался по железной дороге Ленинград-Москва. По пути его полёта в воздух поднимались дежурные звенья с аэродромов Хотилово и Бежецка, но приказа сбить «Сессну» так и не поступило.

Автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Таким образом самолёт Матиаса Руста не попал в список самолётов, сбитых во время холодной войны.

Руст приземлился на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного, в 19:10 вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Как могло случиться, что девятнадцатилетний очкастый паренек вышел победителем в сражении с мощнейшей системой противовоздушной обороны?
Вполне устроившее тогдашних россиян объяснение, что советские перехватчики просто не могли летать так медленно, как летела Cessna, сейчас представляется как минимум наивным. Ведь для того, чтобы посадить самолет, которым управляет не военный ас, а пилот-любитель, не надо зажимать его в тиски, вполне достаточно дать предупредительный выстрел поверх цели. И уж, во всяком случае, военные никак не должны были допустить, чтобы неизвестно кто, несущий на борту неизвестно что, спокойно пролетел в центр столицы.
Но ведь это же случилось. И причиной того стала цепь удивительных совпадений, буквально преследовавшая в тот день немецкого пилота. Цепь настолько загадочная, что многие западные журналисты, плохо знакомые с советскими реалиями, узнав о ней, поспешили объявить перелет удачной инсценировкой.

То, что потом было классифицировано как «воздушное хулиганство», началось после того, как на двадцать второй минуте пилот вышел на связь с наземными службами, сообщил, что у него все в порядке, попрощался и взял курс на восток. К советской границе.
Попытки финского диспетчера вновь связаться с самолетом успеха не имели: сразу после сеанса связи Руст выключил все радиоприборы, за исключением радиокомпаса. Поведение летчика создавало реальную угрозу безопасности полетов на весьма оживленной линии Москва -- Хельсинки, и диспетчерские службы вынуждены были на лету изменять маршруты полетов воздушных судов, попадавших в опасную зону. А вскоре Cessna и вовсе пропала с экранов радаров. Прибывшие в точку исчезновения спасатели обнаружили растекшееся по поверхности моря масляное пятно. Уже через три часа на месте работали водолазы, тщетно пытавшиеся отыскать на дне морском остатки моноплана.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Самолета на дне не было. Его там и не могло быть, он был в воздухе. После того, как летчик снизился до пятидесяти метров и стал практически невидим для гражданских служб, он сбросил в воду припасенные канистры с маслом и продолжил свой путь к границам СССР.

В 14.29 на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве появился неизвестный тихоходный объект. Военные радары работали значительно точнее гражданских, да и высоту к тому времени летчик набрал для Cessna нормальную: без малого две тысячи метров, так что сложностей с обнаружением не возникло. Факт пересечения границы не был зарегистрирован ни радарным, ни визуальным наблюдением, поэтому изначально предполагалось, что это заблудившийся гражданский самолет. Однако на радиозапросы объект не отвечал, на код «свой - чужой» не реагировал, а советские авиадиспетчеры утверждали, что никак с ним не связаны. Как и положено, объекту были присвоены боевой общесоюзный номер 8255 и код «чужой». В полную боевую готовность были приведены три дивизиона Ракетных войск. Цель можно было уничтожить в любую минуту, нужна была только команда. А ее не поступало.

За четыре года до описываемых событий в советском воздушном пространстве над Сахалином при не совсем ясных обстоятельствах был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747». Погибли 269 человек. Резонанс в мире был просто бешеный, многие страны на несколько недель вообще бойкотировали русские самолеты и запретили им входить в свое воздушное пространство.
После этого в советских войсках был издан страшно секретный приказ, запрещающий открывать огонь по гражданским и спортивным самолетам, если по их поведению не было видно, что они преследуют военные цели. Создавалось впечатление, что пилот самолетика знал о приказе и поэтому вел себя довольно нагло. Он не скрывался, летел прямым курсом, не вилял, не старался спрятаться за холмы, шел довольно высоко и упорно молчал. Несомненно, о секретном приказе знали не только наши военные, но и представители вражеских ВВС. Знали о нем западные разведчики и западные же политики. Но откуда было знать об этом девятнадцатилетнему немецкому летчику-любителю? А ведь случай с «боингом» был еще у всех на слуху...

Для опознания объекта с военного аэродрома «Тапа» по тревоге были подняты два истребителя-перехватчика «МиГ-23». Уже через двадцать минут после появления самолета на радаре, в 14.48, пилот первого истребителя сообщил на землю, что в просвет облаков видит цель -- легкомоторный самолет типа нашего «Як-12» белого цвета с голубой полосой по борту. Однако сразу после установления визуального контакта самолетик нырнул вниз, на высоту 20 - 30 метров, и исчез не только из поля зрения пилота-перехватчика, но и с экранов радаров.

А через пять минут те же радары в том же районе засекли еще одну цель, правда, следующую другим курсом и на другой высоте. Проще всего было предположить, что это и есть тот самый самолет-хулиган. Что диспетчеры и сделали. А поскольку новая цель устойчиво идентифицировалась как «я -- свой», то недавнее происшествие было тут же списано на несовершенство техники. Тревогу отменили, перехватчики были возвращены на землю, а информация об инциденте надежно спрятана в недрах родной в/ч. До поры.

Между тем Cessna продолжала свой воздушный бросок на юго-восток и к трем часам пополудни уже пролетала над Псковом. Именно тут произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как «случайность». В это время в окрестностях древнего города проходили учебные полеты одного из местных авиаполков. В воздухе одновременно находилось до десятка самолетов, поэтому появление на радарах новой точки осталось никем не замеченным.
Ровно в 15.00 все воздушные объекты должны были сменить свои коды системы госопознавания. Однако поскольку полеты были учебные, а летчики -- вчерашние курсанты с минимумом опыта, то многие из них за азартом полета просто забывали о смене кода и становились для системы «чужими». Увидев на экране радара огромное количество «чужих», руководитель радиотехнической группы принудительно присвоил им код «я -- свой». Такой прием часто практиковался у наших военных, хотя и не афишировался. В числе прочих получил этот код и самолет Матиаса Руста. Теперь он летел в нашем воздушном пространстве уже как советский малый самолет и интереса для военных не представлял.

Так Cessna летела еще километров двести, пока опять не пропала с экранов радаров в районе города Старая Русса. По предположению журналистов из немецкой газеты Bunte, здесь Руст сделал промежуточную посадку. Действительно, если разделить общую длину маршрута, по которому летел Руст, а это примерно тысяча километров, на время полета (около семи часов), то получится, что самолет летел со средней скоростью 140 км/час, в то время как крейсерская скорость Cessna-172R составляет 220 км/час. Косвенно подтверждает гипотезу о промежуточной посадке тот факт, что вылетавший из Мальами в джинсах и зеленой рубашке Руст прилетел в Москву в красном комбинезоне. Если вы считаете, что он мог переодеться по дороге, то попробуйте проделать подобное, сидя за рулем легкового автомобиля. Могу вас уверить: кабина Cessna не намного просторнее.

Когда спустя час самолет вновь показался на экранах радаров ПВО в районе озера Селигер, он вновь не имел никакого кода. Однако вместе с ним на экранах появились еще семь неопознанных целей. Все они, включая и Cessna, двигались в направлении движения ветра и с его скоростью и были идентифицированы дежурной сменой как «неизвестные метеообразования».

Дальше на пути у «метеообразования» лежал Торжок. Тут самолет Руста был легализован вторично и окончательно. И снова помог случай. За день до полета в сорока километрах от Торжка произошла авиакатастрофа: в воздухе столкнулись истребитель «МиГ-25» и дальний ракетоносец-бомбардировщик «Ту-22М», и теперь воздух над районом аварии просто кишел поисковыми вертолетами. Совершенно случайно над этим же местом пролетела и Cessna Руста. А поскольку скорость движения и высота Cessna почти точно совпадали со скоростью и высотой полета поисковых вертолетов, то диспетчеры посчитали его как еще одну поисковую «вертушку» и оставили в покое.

Так что в зону ответственности ПВО Московского округа Руст влетел уже как нарушивший режим полета московский вертолет. Оперативный дежурный Центрального командного пункта, понадеявшись на то, что в Московском округе сами разберутся со своим нарушителем, дал приказ снять цель с оповещения.

И еще одна случайность-совпадение. Вообще этот день был просто напичкан счастливыми для немецкого пилота совпадениями. Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то сверху (кто - так и осталось невыясненным) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления (АСУ) ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию», как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже так же неизвестное лицо «сверху» на двадцать минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это двадцатиминутное окно Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу.

На этом кончается детектив и начинается анекдот.
Как утверждал на процессе сам пилот, первоначально он хотел посадить самолет в самом Кремле, но, убедившись, что на его территории нет подходящей площадки, решил посадить его прямо перед Покровским собором. Однако площадь была заполнена народом, и Руст с включенными посадочными огнями несколько раз прошел над головами гуляющих, помахивая крыльями. В ответ на это гуляющие махали ему руками и дружески улыбались.

В этот же день, только чуть раньше, над Красной площадью летал вертолет, производивший фотосъемку. Поэтому, когда дежурному по отделу охраны Красной площади майору Токареву позвонили и спросили: «Кто там у тебя летает?» -- он спокойно ответил: «Да это съемки идут», а когда с ним связался постовой Косоруков и сообщил, что над площадью летает самолет, лишь лениво возразил: «Ты смотри, чтобы коровы по площади не ходили, а самолет -- хер с ним!»

Только с третьей попытки Матиасу Русту удалось-таки посадить самолет в начале Москворецкого моста и вырулить к Васильевскому спуску. На место происшествия тут же прибыл замначальника московской милиции Н.С. Мыриков. Прямо с площади он по рации связался с шефом, генерал-лейтенантом Богдановым, и доложил: «Товарищ генерал! На Красной площади сел немецкий самолет», в ответ на что Богданов лишь матюкнулся и прервал связь. Зато замначальника ГАИ Москвы полковник Панков приехал сразу: «Надо ехать. Когда «Россия» горела, я тоже ведь сразу не поверил». Богданов приехал сразу за ним. А еще минут через двадцать туда же приехали «люди в сером» и увезли смущенно улыбающегося летчика на Лубянку.

Политическое руководство страны воспользовалось инцидентом с Рустом по полной программе: уже через несколько дней лишились своих постов давно не устраивавшие Горбачева министр обороны СССР маршал Сергей Леонидович Соколов, отправлен на пенсию главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов, перевернут практически весь Генштаб. Многие офицеры были уволены практически «ни за что», так, например, сам Соколов во время полета Руста находился в Берлине на консультативном совещании государств Варшавского договора и никак не мог отвечать за произошедший инцидент. Приходится признать, что западногерманский пилот вольно или невольно, но очень помог советским властям в борьбе с мощным военным лобби.

Версии о мотивах Руста
Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку.
Многие представители Советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб.

В советских газетах его полёт был представлен как провал советской системы ПВО. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил.
Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года, за несколько дней до событий получил выговор, но должность свою сохранил.
Правда, с новой кандидатурой глава СССР не угадал: пришедший на смену Соколову Дмитрий Язов впоследствии предал Президента и принял активное участие в путче.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для Советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «после пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»

А в народе перелет отразился целой серией анекдотов. Красная площадь мигом получила второе название -- Шереметьево-3. Не в последней степени этому способствовало то, что в скором времени после посадки Руста на ней было запрещено курение и выставлены соответствующие знаки. Говорили, что полет состоялся в рамках ширящегося в ФРГ движения «Свободу маршалу Соколову!» По Москве поползли слухи о том, что в ГУМе возле фонтана выставили милицейский пост, чтобы не всплыла американская подводная лодка..

Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал Руста «нахальным аэрокурёнком»:
Нахальный аэрокуренок
чуть Кремль не сшиб -
все оттого,
что был прошляплен он спросонок
коалами из ПВО.

А Юлий Ким написал песню "Кадриль для Матиаса Руста" :

Здравствуй, киндер дорогой,
Гость, никем не чаемый,
В нашей склоке мировой
Голубок отчаянный!

Прилетел, настрекотал,
Крылышки расправил,
Агромадный арсенал
Сходу обесславил!

Ждать не может человек
Череду столетий:
- Надоел двадцатый век,
Хочу тридцать третий.

Где ни пушек, ни границ,
Ни плохой погоды,
Где не меньше, чем у птиц,
У людей свободы!

Генералы ПВО,
Вам навек спасибо:
Не убили вы его,
А ведь как могли бы!

Молодец Матюша Руст,
Пошутил по-русски:
И смышленный, и не трус,
И сидит в кутузке!

Партия, правительство,
Есть такое мненье:
Отпустите вы его
В виде исключенья.
Это будет торжество
Нового мышения!

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к 4 годам лишения свободы. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Матиас Руст в суде.

В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев.
В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Вроде бы пытался вести бизнес по торговле обувью, но прогорел. Долгое время жил на Тринидаде.
В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.

В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера - из универмага в Гамбурге он украл кашемировый свитер за $81 и заплатил штраф в 4 с половиной тысячи долларов.
По состоянию на 2002 год Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной (Athena).
Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер.
Мемуары Руста будут опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Спустя 20 лет в 2007 году Руст объяснил свои мотивы следующим образом:
Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом.
В 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив следующее:
Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня... Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок.

Самолётом Руста до 2008-го года владел богатый японский бизнесмен. Он держал самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет.
В 2008-м году самолет был куплен Немецким техническим музеем, где выставляется в фойе.