Что такое кают компания на космическом корабле. Личный состав кораблей

23 февраля отмечается День защитника Отечества или просто «праздник всех мужчин». В честь такого события проведем один день на настоящем боевом корабле Северного флота России .

Фотографии и текст: virusog

Северный флот (СФ), образованный 1 июня 1933 года, является самым «молодым» из всех военных флотов России. Его основу составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, авианосцы и противолодочные корабли.

Североморск по прилету сразу показывает свое боевое лицо. Постоянно встречаются памятники морякам, мемориалы из пушек, ракет и т.д.

В глаза сразу бросаются светодиодные светофоры. И такие тут везде! На улицах города (Североморск при этом еще и закрытый город, т.е. въезд сюда возможен лишь по специальным пропускам) чисто и опрятно. Сразу видно - за порядком тут следят.

На следующее утро нас отвезли в порт, где нам предстояло подняться на борт большого противолодочного корабля (БПК) «Вице-адмирал Кулаков». А пока мы обозревали окрестности, из соседнего корабля выгружали маленькую субмарину. Не исключаю, что суперсекретную



Пора подниматься на борт. Этот БПК был спущен на воду в 1980 году, и до 1988 года участвовал в дальних походах Северного флота. Был даже в ныне мятежном Бенгази (Ливия) и на Кубе:

В 1990 году корабль поставили на ремонт, который вместе с «ремонтом» нашей страны затянулся на долгие 20 лет. Вернуться в боевой строй ему удалось лишь в 2010 году, а нам повезло принять участие в первых морских учениях.

На корабле несут службу 220 человек, из них 29 офицеров и 191 матрос. Матросы веселые и молодые, много «контрактников», но есть и «срочники»:

Вооружение этой 165-метровой махины внушает уважение:

Перед нами - главный калибр, 100-миллиметровая артиллерийская установка АК-100 . Таких на Кулакове целых две:

Когда из нее начинают стрелять, то рядом лучше не находиться. Очень серьезные орудия.

На носу стоят установки для отстрела заградительных помех (расскажу о них позже) с большими красными звездами на борту:

Очень красиво развеваются флаги на ветру. А ветер тут не прекращается:

Матросы готовят к стрельбе шестиствольную 30-миллиметровую артиллерийскую установку АК-630 . Она стреляет сплошным огнем (осколочно-фугасные снаряды) со скоростью до 5 000 (!) выстрелов в минуту и поражает цели на расстоянии до 4 километров:

А тут матросы заряжают снаряды в комплекс радиоэлектронной борьбы . Выстреливаемые заряды создают плотную завесу, похожую на салют, создавая помехи для систем наведения тепловых и радиоуправляемых ракет и т.д.:

Когда начал стрелять главный калибр, журналисты попадали на палубу Это ОЧЕНЬ громко и страшно.

Сценарий учений подразумевал не только работу на самом корабле, но и обнаружение вражеской подлодки с ее последующим уничтожением. Обнаружить ее помогали 2 вертолета Ка-27. Они опускали в море радиобуйки для обнаружения подлодки:

На помощь вертолетам прилетел противолодочный Ил-38 с прикольным белым медведем, нарисованным на борту:

Сначала Ил-38 сбрасывал радиобуйки чтобы также обнаружить подлодку, а на обратном заходе порадовал найденную подлодку противолодочными бомбами.

Из за суровых погодных условий основная часть учений на этом была закончена и мы не смогли увидеть 2 истребителя Су-33, которые должны были атаковать наш корабль (а мы должны были отстреливаться из АК-100 и АК-630).
Пришлось спускаться с мостика и продолжить экскурсию по кораблю.

Матросские каюты. Телевизор и ДВД привязаны к полке, чтобы не упали во время шторма. В любом внутреннем помещении есть надписи, указывающие направление на нос и на корму. Неужто кто-то может заблудиться?

Есть и такие более «камерные» закутки. На нижних полках обычно не спят, а используют для личных вещей:

Каюта капитана . Тут намного уютнее, особенно за счет кота, который живет тут на правах хозяина:

Туалет, т.е. гальюн. Вполне цивильно (разве что курят все именно тут, поэтому воняет прилично).

Бойцы гостям-журналистам скорее рады, чем огорчены. С одной стороны, очередная показуха, а с другой - хоть новые лица увидят

Капитанский мостик (забрел туда случайно, искал выход на воздух подышать). Старое советское оборудование соседствует с современными компьютерными системами:

Карты есть и в старинном бумажном исполнении, но справа их дублируют современные компьютерные навигационные системы:

Назначения некоторых компьютеров я так и не узнал, так как спросить вокруг было некого.

КАЮТ-КОМПАНИЯ

КАЮТ-КОМПАНИЯ

(Ward-room, mess-room, saloon) - помещение на корабле для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола начальствующего состава.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Кают-компания

помещение на корабле (судне) для офицерского (командного) состава. В ВМФ (ВМС) многих стран на кораблях существуют также коют-компании для старшин (унтер-офицеров, мичманов). Первенствующим лицом в офицерской кают-компании является (в отсутствии командира корабля и его прямых начальников) старший помощник командира корабля, а в кают-компании старшин - главный боцман корабля.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Кают-Компания

столовая и место отдыха командного состава корабля.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЮТ-КОМПАНИЯ" в других словарях:

    - (голл. фр.). Общая комната для офицеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЮТ КОМПАНИЯ голл. франц. Общая комната для офицеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАЮТ КОМПАНИЯ, кают компании, жен. (спец.). Общая комната для пассажиров, а на военном судне для командного состава. «Ушел в кают компанию и лег на диван.» Гончаров. Каюты все были заняты, и пришлось поместиться в кают компании. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    кают-компания - и, ж. нем. Kajüt каюта + Kompanie <фр. Compagnie общество, компания. Общее помещение на судне для приема пищи и отдыха (для начальствующего состава). Крысин 1998. Лекс. Ян. 1804: кают компания; САН 1847: каю/т компания … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    кают-компания - помещение на корабле (судне) для офицерского (командного) состава. В ВМФ (ВМС) многих стран на кораблях существуют также кают компании для старшин (унтер офицеров, мичманов). Первенствующим лицом в офицерской кают компании является (в отсутствии… … Морской биографический словарь

    Кают компания общее помещение для обеда, совместного отдыха. Термин происходит от сочетания слов: из голландского языка «kajuit» «каюта» и французского «compagnie» «общество». Кают компании имеются практически на… … Википедия

    Кают компания, кают компании … Орфографический словарь-справочник

    - (от нидерл. kajuit каюта и франц. compagnie общество) общее помещение для командного состава судна, служащее столовой, местом собраний и отдыха … Большой Энциклопедический словарь

Из книги В.Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"


Еще в начале XVIII в. на кораблях британского флота в кормовой их части, над ахтерлюком, где всегда хранились запасы провизии и вина, находилось большое помещение, в которое выходили двери офицерских кают. Оно называлось “ворд роб”, что в переводе с английского означает “платяной шкаф) В вордроб складывали ценные трофеи, захваченные на судах-призах. Когда трофеи отсутствовали, помещение служило офицерскому составу столовой. В конце XVIII в. массовый захват призовых судов прекратился, и это помещение, переименованное в “вордрум” (“кают-компанию”), стало местом общего столования офицеров. Под таким названием оно осталось во флоте и сегодня. Один из законодателей корабельных порядков британского флота, первый лорд адмиралтейства Джервис Джон объявил кают-компании не просто помещениями столовых местом собрания офицеров.

На кораблях нашего военного флота кают-компания с общим столом появилась в середине XVIII столетия. До этого ел офицеров, по большей части из числа собственных крепостных как умели, готовили пищу своему барину, толкаясь и переругиваясь в тесном судовом камбузе, жалуясь друг на друга и ссоря своих господ. Кроме того, у офицеров побогаче и пища была получше, а это невольно раздражало менее состоятельных. Чтобы положить конец подобным отрицательным явлениям, и было поведено учредить на кораблях кают-компании.

К сожалению, мы очень мало знаем о полной опасностей службе и быте наших моряков в эпоху парусного флота. Наиболее ярко этот исторический период осветили русские писатели К.М. Станюкович, автор “Морских рассказов” и повести “Вокруг света на "Коршуне"”, и И.А. Гончаров, создавший цикл путевых очерков “Фрегат "Паллада"”. На этом фрегате была кают-компания, расположенная, как и велел старый морской обычай, в корме корабля.

В эпоху парусно-парового флота на судах всех типов - фрегатах, корветах, клиперах, а позже и на крейсерах - эти помещения, по существу, были однообразны и мало чем отличались от кают-компании парусника, на котором путешествовал И.А. Гончаров.

С появлением во второй половине XIX в. броненосных кораблей и возникшей при этом необходимостью с особой рациональностью сберегать каждый метр полезной площади, помещения кают-компаний во многом потеряли свой традиционный нарядный вид, а кое-где сменили и месторасположение - в первую очередь на легких крейсерах и эскадренных миноносцах.

В истории отечественного флота кают-компанией называлось также и сообщество офицеров-моряков одного корабля, которых сплачивали общие интересы, морские обычаи и традиции. Кают-компания, по сути, была коллективом единомышленников, посвятивших себя общей цели-защите Отечества. Этот взгляд на кают-компанию в какой-то мере отражен и в ныне действующем Корабельном уставе ВМФ, также рассматривающем ее как объединение офицеров, а не только как помещение для столовой. Кают-компания на корабле, указано в нашем уставе, “должна служить местом тесного общения офицеров и культурным центром, способствующим воспитанию офицеров, выработке единых взглядов на вопросы ведения морского боя, боевой подготовки и организации службы корабля” .

Великие русские флотоводцы адмиралы Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, размышляя о роли корабельной кают-компании, придерживались общего взгляда: сплоченность и единство кают-компании - это наглядное выражение дисциплины флота в целом, а традиции и обычаи - ее фундамент. Подобный дух и царил всегда в кают-компаниях наших боевых кораблей, где взаимоотношения строились на глубоком уважении младших к старшим, преклонении перед их опытом и боевым мастерством.

По установившемуся морскому обычаю, офицеры в кают-компаниях рассаживались за столом строго по старшинству. Во главе стола был старший офицер, по правую руку от него - следующий по рангу офицер, по левую - старший инженер-механик. Затем шли старшие специалисты и далее, также по старшинству в воинских званиях, младшие специалисты, вахтенные начальники, вахтенные офицеры и механики. Такое размещение создавало атмосферу уважительности и субординации, выделяло “старший” и “младший” (как тогда было принято говорить, “баковый”) концы стола. Все это позволяло старшему офицеру чувствовать опору в застольных разговорах в лице старших специалистов. И ныне места в кают-компании столь же строго распределяет старший помощник командира.

Особой заботой старшего офицера, считавшегося, по флотским законам, хозяином корабельной кают-компании, было создание среди офицеров особого микроклимата, установление там, как когда-то говорили, Esprit de Corps (духа корпоративности). По мнению известных русских адмиралов, эта сплоченность во многом обеспечивала победу в любом бою, успешное решение самых трудных задач, поставленных перед кораблем.

Жизнь кают-компаний в эпоху парусного флота и вплоть до революции в основе своей покоилась на обычае видеть в начальнике начальника только на службе, а в кают-компании и вне службы он был только старшим товарищем. Старший офицер на палубе всегда “господин капитан 2-го ранга” или “господин старший лейтенант”, внизу же - “Иван Иванович”, “Иван Петрович”, и считалось совершенно невозможным обращаться к нему иначе. Происходило это потому, что корабль для истинного моряка был домом, но домом, имеющим две половины, строго разграниченные морским обычаем, а именно палубу, где моряк всегда на службе, и кают-компанию, где он всегда дома. Это разграничение, присущее только флоту, обусловило и ряд неписаных правил жизни кают-компании. Так, например, считалось дурным тоном говорить за обеденным столом о службе, считалось бестактным делать выговоры и вообще все то, что не принято в хорошей семье. И только в случаях крайней необходимости старший офицер или даже старший в чине делал их в форме, диктовавшейся обстоятельствами. Чаще всего - традиционным способом, как, например: “А не поговорить ли нам лучше о пряниках” или “Заткните фонтан красноречия, мичман” и т.п., что обычно вызывало улыбки, и провинившийся без обид ставился на место. Очевидно, и в кают-компаниях современных кораблей нашего военно-морского флота должна быть создана атмосфера демократизма без плац-парадного обращения по воинскому званию или по должности и фамилии, должно возродиться уважительное обращение по имени и отчеству старших к вчерашним выпускникам и доверительное - молодых офицеров к своим наставникам. Это пробуждает обостренное чувство равной ответственности за корабль, за общее дело коллектива, понимание необходимости твоей службы для экипажа, стремление не уронить его честь. В этом корабельном центре общения каждый должен иметь право поговорить на любую тему, высказать свое мнение, услышать точку зрения командира, а командир в свою очередь сможет узнать, чем живут и что думают его подчиненные. Только в таких условиях на кораблях нашего флота будет витать дух товарищества, о котором неустанно заботились передовые адмиралы Российского флота как об основе победы в бою.

В современных условиях дух товарищества приобретает еще большее значение. И в формировании его главная роль отводится старшему помощнику командира корабля. Неспроста морской устав во все времена объявлял председателем кают-компании, ее хозяином старшего офицера. “Первенствующим лицом в кают-компании , -говорится в действующем ныне Корабельном уставе ВМФ, - является старший помощник командира корабля...” На должность старшего помощника командира корабля, его первого заместителя, хранителя и ревнителя морских традиций, должны назначаться офицеры с обязательным учетом черт характера и, если угодно, особой любви и преданности корабельной службе и флоту. Мудра старая морская поговорка: “Каков старший офицер, такова и кают-компания. Какова кают-компания, таков и корабль” . Она не потеряла своего глубокого значения и сегодня. Ведь опытному глазу всегда видно, что боевые корабли независимо от их принадлежности к одному классу и типу все-таки в чем-то неодинаковы. Есть корабли поистине образцовые, есть просто нормальные, а случается, чего греха таить, повстречать и такие, на которых постоянно что-то не ладится, которые всегда числятся в отстающих. Чаще всего - поверьте моему немалому опыту - это корабли, на которых старшие помощники - случайные люди, попавшие на эту высокую должность по причине просчета старших начальников.

В былые времена командир экипажа рассылал приглашения посетить корабль, которые всегда начинались словами: “Кают-компания крейсера “Минин” просит...” или “Командир и кают-компания крейсера “Минин” просят...”

И сегодня, как в давние годы, командир корабля, приглашая гостей, повторяет: “Кают-компания крейсера... просит...”

Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству Манвелов Николай Владимирович

Глава 12. Кают–компания

Глава 12. Кают–компания

Современные словари определяют понятие «кают–компания» как «помещение на корабле (судне), служащее для коллективного отдыха, совещаний и общего стола офицеров». Однако для Российского Императорского флота такое объяснение было бы не совсем точным. Вот что гласит статья 1113 Морского устава 1899 г.:

«Кают–компания есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время. Все находящиеся в оной обязаны соблюдать приличие и порядок, достойные благородного общества офицеров».

Исторически сложилось, что кают–компания на корабле представляла собой нечто среднее между береговым Морским собранием (не совсем точный аналог современных Домов офицеров) и военного совета. Все трения, существовавшие между офицерами во время службы либо на берегу, забывались при пересечении кают–компанейского порога. Именно в кают–компании принималось решение о сопротивлении превосходящим силам турок офицерами брига «Меркурий» в мае 1829 г.

Как и на корабле в целом, в кают–компании существовала своя жесткая иерархическая система, нарушать которую не только было не принято, но даже невозможно - речь шла о традициях, отработанных веками. В данном случае мы можем говорить о некоем аналоге судового «парламента», который хотя и не был законодательным органом, но его консолидированное мнение было очень веским и играло всегда большую роль.

Главой кают–компании был старший офицер. Он улаживал конфликты между членами сообщества, а также председательствовал во всех случаях, когда требовалось коллегиальное решение. Добавим также, что старший офицер имел при голосовании два голоса, а не один, как все остальные. Поэтому, если голоса делились поровну, то мнение старшего офицера всегда было решающим.

С введением после Русско–японской войны на кораблях 1–го ранга должности помощника старшего офицера появился помощник и у председателя кают–компании. Впрочем, реальная власть все равно осталась у «старшого».

В кают–компании существовали свои неписаные законы. Например, здесь разрешалось курить без санкции командира корабля, что было обязательно, например, на палубе (запрет на курение - постоянный либо временный - мог, правда, ввести и старший офицер). Кстати, за ношение в кают–компании головного убора можно было легко «схлопотать» замечание в приказе - так, поручик Корпуса инженер–механиков флота Вильгельм Дмитриевич Брод был в 1908 г. наказан за то, что появился в фуражке.

Категорически запрещалось обсуждать российские политические проблемы (включая критику Российского Императорского дома), а также вопросы религии и личных взаимоотношений. Старший офицер внимательно следил за всеми дискуссиями, а в случае необходимости предлагал перевести разговор на какую–либо нейтральную тему - например, гидрографические исследования Северо–западного прохода, либо выпекание бубликов и пряников. Ослушаться слова председателя было никак нельзя.

В качестве развлечения в кают–компании допускались кости и некоторые другие игры (например - в триктрак), главное - чтобы не на деньги.

Не было принято и опаздывать к приему пищи - задержавшегося офицера за неуважение к сообществу старший офицер легко мог отправить восвояси. Вернуться наказанный мог только после окончания трапезы, причем откушивать ему пришлось бы в полном одиночестве. Исключение составляли случаи, когда опоздавший офицер руководил той или иной срочной работой по кораблю либо выполнял приказание командира или флагмана.

Если же на корабль приглашали гостей, то приглашение никогда не делалось от имени только командира. Напротив, в качестве «имени отправителя» использовалась формула «командир и кают–компания», либо «кают–компания». Если гость являлся исключительно гостем командира, то он не мог пересечь порога кают–компании (технически это было несложно, так как командирское помещение всегда имело отдельный вход).

Гостем кают–компании мог стать далеко не каждый посторонний человек. Например, категорически закрыт был доступ жандармским офицерам (кстати, детей жандармов не зачисляли в Гвардейский экипаж). С другой стороны, неприглашение любого другого офицера или инженера хотя бы на чашку чая было большой редкостью.

Если офицер приходил в кают–компанию, а в ней уже находился старший офицер, у того следовало обязательно спросить разрешения войти.

И еще одна, очень важная деталь. Все члены кают–компании, вне зависимости от воинского звания, обращались друг к другу по имени и отчеству. Чины и титулы оставались на палубе либо для официальных обращений по службе. Гордостью любой кают–компании был отказ от использования чинов и титулов даже в служебной обстановке. И кораблей, где это правило работало, было немало. Главным образом, речь шла об относительно небольших судах 2–го ранга, а также боевых кораблях, спаянных длительными походами и боями.

Порядок в кают–компании поддерживали специально подобранные вестовые («чистяки» на корабельном жаргоне). Они выполняли обязанности официантов, мыли посуду и поддерживали в помещении чистоту. Кают–компанейскими вестовыми обычно назначали наиболее чистоплотных (отсюда, видимо, и «чистяки»), честных и услужливых матросов. Чистяки обычно занимались только обслуживанием кают–компании, однако на небольших кораблях, где каждый человек был на счету, их прикомандировывали и к офицерам.

Вспоминает Гаральд Карлович Граф:

«Для содержания каюты в чистоте, а также для мелких услуг на несколько офицеров назначался один вестовой. Выбирали их обычно из молодых матросов не специалистов. Так как каждый офицер платил им небольшое жалованье, то такое назначение считалось выгодным, но в то же время беспокойным и ответственным. Какой–нибудь деревенский парень, который никогда не бывал в барском доме и не знал, как это там все делается у господ, вдруг оказывался вестовым. Хотя его обязанности были и не слишком сложными, но все же он должен был уметь прибраться в каюте, «вооружить» китель, сюртук или мундир, почистить сапоги и т. д. Кроме того, вестовые прибирались в кают–компании, накрывали и убирали со стола и подавали за обедом и ужином. Их первоначально страшно стесняло, что им все время приходится быть среди офицеров, их начальства. В начале карьеры молодого вестового неизбежно выходило много недоразумений, часто очень забавных. Старые вестовые научат новичка, как и что делается, а он перепутает и наделает глупостей, а барин «серчает». Да и как тут не сердиться, если на кителе не окажется погон или на сюртуке вместо эполет - погоны, а обнаружится это в последний момент, когда надо быть готовым. Много оплошностей выходило с отдачей белья прачкам и при подаче к столу: белье оказывалось перепутанным; при подаче кушаний блюда слишком наклонялись, так что соус проливался, а при подаче стаканов, из предосторожности, чтобы не разбить, влезали в них грязные пальцы.

Помню одного очень славного, но бестолкового вестового Иванова. Попросишь его: «Иванов, принеси чаю» - тащит стакан без блюдечка. Не постучав, влезает в каюту. Окликнешь его: «Чего тебе?» - «Да так что, ваш…бродие, хотел посмотреть, спите ли вы». А то влетает в каюту и докладывает:

«Ваш… бродие, вас вахтенный требуют». - «Как так меня требует вахтенный?» - оказывается, командир прислал вахтенного и требует к себе. Скажешь: «Иванов, разбуди в таком–то часу». - «Слушаюсь, ваш…бродие» - будит на час раньше. «Так что запамятовал, ваш…бродие» Но зато будит так энергично, что того и гляди с койки стащит.

Но такие неудачные вестовые были скорее исключением. Большинство из них быстро осваивались и проявляли такое исключительное умение и заботливость в обслуживании «своего барина», что этим его избаловывали. Все имущество барина живо оказывалось в полном и бесконтрольном ведении вестового, и тот даже часто распоряжался и его деньгами. Говоря со своим офицером, они всегда обращались во множественном числе, т. е. всецело присоединяли себя к «барину»: «у нас нет больше папирос», «нам надо отдать белье прачкам» и т. д. Сам «барин», в конце концов, не знал, где и что у него находится и сколько чего имеется, и без своего верного «личарды» решительно ничего не мог найти. Поэтому попадал в затруднительное положение, если тот в нужный момент находился на берегу «у прачек», обычно служило предлогом для вестовых съехать на берег в будний день.

Правда, среди них были и ловкие парни, которые, заботясь о «барине», не забывали и себя: курили его папиросы, обсчитывали на сдачах, носили его нижнее белье, когда считали, что выкинутое в грязное достаточно для носки им. Кроме того, обязательно располагались со своим имуществом в одном из шкапчиков каюты».

Помимо общих традиций, на каждом корабле могли быть и свои, собственные. Так, Сергей Колбасьев, описывая быт эскадренного миноносца «Джигит», упоминает, что у офицеров этого судна была очень интересная привычка - «при совместных выходах точно следовать форме одежды командира во всех ее мельчайших подробностях».

Итак, кают–компания жила по правилам, которые в наши дни получили бы, наверное, название «кодекс корпоративного поведения». Ведь морское офицерство было самой настоящей корпорацией, ревниво хранившей традиции с Петровских времен, когда часть еще более древних обычаев «перекочевала» из иностранных флотов.

Если командира корабля можно было сравнить с конституционным монархом либо президентом, то старший офицер в кают–компании, как мы помним, являлся председателем парламента. Именно он председательствовал в корабельном Морском собрании и выступал от его имени.

Членами кают–компании были все офицеры, чиновники, а также морские врачи и священник, который в чине армейского капитана приравнивался к офицерам. В кают–компании забывались все деления на «белую» и «черную» кость, забывались даже «подколки» в отношении чиновников.

Командир в число членов сообщества не входил, и причина этого была очень простая. Как мы уже заметили, кают–компания была автономным институтом, причем в корабельной «общественной» жизни командиру не подчинялась - кают–компания и командирский салон в своих интересах вообще пересекались нечасто.

Во времена парусного флота в кругосветные плавания могли назначить несколько гардемаринов и штурманских кондукторов (старших кадет Штурманского училища в Кронштадте), поэтому им часто могли предложить столоваться в кают–компании. Но чаще всего они обитали в большой «гардемаринской» либо «кондукторской» каюте, где занимались и питались. Пища обычно была кают–компанейская, а обслуживалась гардемаринская каюта кают–компанейскими же вестовыми.

На уже знакомом нам корвете «Коршун» в гардемаринской каюте обитало восемь старших воспитанников кадетского корпуса - кадет Ашанин был назначен на корабль незадолго до выхода «в дальнюю», поэтому его пришлось поселить вместе со священником. Что же касается двух штурманских кондукторов, то они, судя по всему, жили в каюте, сходной с той, где жил их коллега из Морского корпуса вместе со священником.

В исключительных случаях кают–компания на своем заседании могла потребовать списания с корабля того или иного офицера за действия, позорящие русский военно–морской мундир.

Вот пример мичмана Федора Александровича Бухе, оказавшегося «не ко двору» в кают–компании эскадренного броненосца «Севастополь», отличившегося при защите Порт–Артура.

Бухе был произведен в мичмана в 1901 г. и до назначения в 1903 г. вахтенным офицером «Севастополя» успел послужить на балтийских транспортах «Секстан» и «Артельщик». На броненосце он дошел до должности младшего артиллерийского офицера, но тут началась Русско–японская война, поставившая на его карьере жирный крест.

Вот, что писал о Бухе его начальник, командир эскадренного броненосца «Севастополь» капитан 1–го ранга Николай Оттович фон Эссен:

«…Я им был очень недоволен, как весьма недобросовестным исполнителем и вообще бесполезным офицером на корабле. После боя 28 июля , когда потребовался судовой десант для отражения штурма , Бухе был послан полуротным командиром, но, находясь на позициях, в трудную минуту покинул полуроту и ушел в госпиталь, хотя и не был ранен. После этого случая кают–компания броненосца «Севастополь» не захотела иметь мичмана Бухе в своем составе, и более он на «Севастополь» не возвращался».

А вот отзыв другого офицера, участника обороны Порт–Артура - Михаила Владимировича Бубнова: «трусливый и вполне бездарный к морской службе офицер». Добавим: в 1906 г. Бухе был отправлен в отставку по требованию его бывших начальников по Порт–Артуру. Впрочем, в следующий чин лейтенанта его все–таки произвели.

Как мы помним, по старой традиции Русского флота члены кают–компании обращались друг к другу по имени–отчеству. Более того, предложение так себя титуловать мог сделать даже адмирал. Естественно, такое обращение практиковалось только во внеслужебное время, хотя случались и исключения из правил. Обращение же друг к другу по званию считалось солдафонством, присущим исключительно сухопутным войскам.

Вот как описывает разговор на этот счет между контр–адмиралом Иваном Андреевичем Кореневым и гардемарином Владимиром Ашаниным писатель Константин Михайлович Станюкович:

«Адмирал слушал внимательно, но черед пять минут нетерпеливо заерзал плечами и проговорил:

- А знаете ли, что я вам скажу, любезный друг.

- Что, ваше превосходительство?

- Да называйте меня попросту по имени и отчеству, а то вы все: ваше превосходительство.

Слышите?

- Слушаю-с».

Как мы уже говорили выше, по традиции командир корабля не был членом кают–компании и мог попасть в ее стены только по приглашению старшего офицера, который выступал от имени всех членов сообщества. Если таких приглашений не было, либо они случались крайне редко, начальник отряда судов мог поднять вопрос об «отрешении» командира от должности из–за отсутствия должного контакта с подчиненными. По традиции командира всегда приглашали на воскресный обед.

По своей воле командир перешагивал комингс кают–компании лишь в исключительных случаях - например, для проведения военного совета, который проводился исключительно в этом помещении. Был и другой вариант - для сообщения офицерам некоей важной новости - например, о рождении наследника престола либо объявления приказа о долгожданном возвращении из дальнего плавания на далекую Родину.

В чем же причина того, что главное лицо корабля исторически не входило в состав кают–компании?

Ответ довольно прост.

Кают–компания представляла собой замкнутую корпорацию в рамках корабля, куда допуск «чужим» был практически закрыт. Офицеры имели полное право критиковать командира (в границах, разрешенных уставом и старшим офицером), и никто не мог в этих пределах ограничивать это право.

Что же касается командира, то он в понимании этой корпорации офицером не был. Он был командиром, и этим было сказано все.

Добавим, что командир корабля не был даже «первым среди равных» - такими правами обладал все тот же старший офицер корабля. Но если сам старший офицер превращался в командира, то он и сам автоматически лишался права по своей воле появляться в кают–компании. Традиции Российского Императорского флота были незыблемыми.

Более сложным было положение в кают–компании адмирала и его штаба. С одной стороны, флагман был гостем на борту и имел полное право на почетное место в кают–компании. С другой стороны - он был обладателем собственного салона, и, следовательно, в состав кают–компании входить не мог и влияния на ее деятельность оказывать никакого права не имел. Поэтому в случае пребывания флагмана на корабле его взаимоотношения с кают–компанией обычно строились по типу командирских - приглашения на совместные обеды с офицерами, а в ответ приглашения на трапезу в адмиральский салон. Исключение было одно - наряду с «обычными» офицерами адмирал мог пригласить и очень часто приглашал командира корабля.

Как же выглядела кают–компания на различных кораблях? Для начала снова посетим корвет «Коршун»:

«Володя спустился в кают–компанию и подошел к старшему офицеру, который сидел на почетном месте, на диване, на конце большого стола, по бокам которого на привинченных скамейках сидели все офицеры корвета. По обеим сторонам кают–компании были каюты старшего офицера, доктора, старшего штурмана и пяти вахтенных начальников. У стены, против стола, стояло пианино. Висячая большая лампа светила ярким веселым светом».

На парусниках большего размера отличий в обстановке «офицерского собрания» практически не было. Вот, например, описание Гончаровым кают–компании фрегата «Паллада»:

«Он привел меня в кают–компанию, просторную комнату внизу, на кубрике, без окон, но с люком наверху, чрез который падает обильный свет. Кругом помещались маленькие каюты офицеров, а посредине насквозь проходила бизань–мачта, замаскированная круглым диваном. В кают–компании стоял длинный стол, какие бывают в классах, со скамьями. На нем офицеры обедают и занимаются. Была еще кушетка, и больше ничего. Как ни массивен этот стол, но при сильной качке и его бросало из стороны в сторону, и чуть было однажды не задавило нашего миньятюрного, доброго, услужливого распорядителя офицерского стола П. А. Тихменева ».

Впрочем, первое время кают–компания показалась Гончарову не слишком уютной из–за ее соседа снизу - крюйт–камеры, где хранился артиллерийский и ружейный порох. Что же представляло собой это страшное место?

Прежде всего, его строго изолировали от других кают из–за повышенной пожаро–и взрывоопасности. Помещение было отделено от других частей корабля более чем пятидюймовым (130 мм) каркасом, который был обшит с двух сторон «в паз» 30–миллиметровыми досками. Затем наружные доски как следует промачивали насыщенным раствором квасцов и покрывали листами жести. Стыки тщательно пропаивались.

Внутри крюйт–камера обшивалась свинцовыми листами толщиной 1,6 мм; стыки также запаивались. Пол защищался жестью и свинцовыми листами. Поверх свинца шел толстый слой плотного войлока.

С остальными помещениями корабля пороховой погреб соединялся тамбуром и двумя дверьми, с грубошерстной шторой, которая препятствовала проникновению воздуха. Фонарь со свечкой внутри располагался вне камеры, причем стекло в фонаре было двойное. Имелась также система затопления на случай пожара.

Кают–компания эскадренного броненосца «Орел» состояла из четырех помещений.

Главной была, скажем так, «столовая зала», значительную часть которой занимал длинный обеденный стол, рассчитанный на 32 человека. 32–м был командир корабля, который занимал место напротив старшего офицера, сидевшего во главе стола. Чаще всего это место было не занято, ибо командир появлялся в кают–компании только по приглашению офицеров. Кроме командира, почетное место могло быть предложено и кому–либо из гостей судна, а также адмиралу, в том случае, если его приглашали посетить кают–компанию.

Часть стола, расположенная по левую руку от старшего офицера, называлась «кормой» и была наиболее почетной. Здесь были места старших специалистов корабля (старшего минного офицера, старшего артиллерийского офицера, старшего штурманского офицера, старшего судового механика), ревизора, а также других лейтенантов и старшего судового врача.

Справа сидели мичмана, священник, содержатели, а также офицеры военного времени - прапорщики по морской части и прапорщики по механической части. Эта часть именовалась «баком».

В чем же причины таких названий для частей кают–компанейского стола? Здесь снова нужно вспомнить традицию, в соответствии с которой в корме исторически находились офицерские каюты, а в носовой части корабля - на баке - жили матросы и унтер–офицеры. Таким образом, рассадка за столом, по сути, копировала корабельную иерархию, но уже в масштабах кают–компании.

Добавим также, что никому другому и ни при каких обстоятельствах нельзя было занимать места старшего офицера, старшего механика и старшего штурманского офицера. Другие места были закреплены за каждым из офицеров корабля, но могли предоставляться и гостям при отсутствии хозяина.

Кроме стола и стульев, в «обеденном зале» располагалось шесть кресел, два дивана, книжный шкаф и неизменное пианино.

За поперечной переборкой находилось разделенное продольным траверзом почти пополам еще одно помещение, предназначенное для отдыха офицеров. Здесь стояли два журнальных стола и еще несколько кресел. Интерьер этого отсека дополняли две пары 75–миллиметровых «противоминных» орудий, стоявших побортно.

Обстановке кают–компаний кораблей 1–го ранга уделялось большое внимание. Так, для набивки мягкой мебели использовался конский волос. На стенах висели картины и гравюры; пол мог быть покрыт не «клеенкой» (линолеумом), а паркетом. Иллюминаторы драпировались тяжелыми бархатными портьерами.

Кают–компания кораблей поменьше имела более спартанскую обстановку. Например, плавучее Морское собрание минных крейсеров (эскадренных миноносцев) типа «Финн» располагало диваном, столом из полированного дерева, двумя буфетами, стульями, зеркалами и часами. Подволоки были зашиты линолеумом, поверх которого наносились цинковые белила.

Теперь перейдем к «пище духовной».

На рубеже XIX и XX вв., когда фонографы и граммофоны были еще достаточно редким явлением, для любителей музыки оставалась только одна отдушина - кают–компанейское фортепьяно. Если же по какой–то причине играть было нельзя, срочно искали выход из создавшегося положения. Рассказывает судовой врач бронепалубного крейсера «Аврора» Владимир Кравченко:

«Несколько слов по поводу нашего кают–компанейского музыкального инструмента. Перенесение его в новое помещение - в командирскую столовую, после того как прежнюю кают–компанию пришлось завалить углем, доставило много трудов и смеха. (Это происходило еще до моего прибытия на переходе из Габона в Грейт-Фиш-Бей.) Вначале, когда наваливали уголь, пришли к заключению, что пианино по его величине невозможно пронести сквозь извилистый и узкий коридор, соединяющий прежнюю кают–компанию с новой. Поэтому решено было оставить его на старом месте и закутать брезентами ввиду соседства угля. Но через сутки наши музыканты соскучились без него, открыли брезенты и нашли, что пианино уже пострадало: звук, дескать, стал глуше. Тогда двое энергичных мичманов решили его разобрать и в таком виде перенести. Над ними трунили, смеялись, однако разборка шла с такой спешностью, что около них скоро образовались целые горы разных винтов, палочек, кусков дерева и т. п. В конце концов две выдающиеся части, на которых помещается клавиатура, не поддались разбору, оказались великолепно приклеенными. Этот эпизод привел всех в уныние, и было решено разобрать косяки дверей железной переборки. Долго стучали, ломали; наконец, с великим трудом удалось втащить пианино в узкий кривой коридор, где снова надо было устранить массу препятствий. К 11 часам вечера пианино допутешествовало до входных дверей новой кают–компании, которые также оказались узкими и были облицованы железом, так что всякое расширение оказалось невозможным. Обливавшиеся потом инициаторы переноса злились, противники злорадствовали и хохотали до упаду; советы и остроты сыпались со всех сторон, обстоятельства становились критическими, и из трагикомедии легко могла бы выйти трагедия. Все уже отступились, когда явился старший офицер и решил, что кусок пианино надо отнять. Посыпались насмешки: как это - пилить пианино. Но, действительно, это был единственный исход. И вот появился судовой плотник с пилой и начал пилить пианино. Думаю, что звуков пиления пианино никто еще никогда не слыхивал, а потому в одной группе офицеров раздался гомерический хохот, а в другой - плохо скрываемая злоба и досада. Когда был отпилен порядочный кусок, остатки пианино внесли на место, и стараниями тех же двух инициаторов оно снова было собрано к двум часам ночи. Плотник искусно приделал отпиленную часть, и офицеры стали снова извлекать увеселяющие звуки».

Добавим в этой связи, что в кают–компании «Авроры» и в наши дни стоит пианино. Но это не тот самый знаменитый инструмент, что пилил корабельный плотник под руководством офицеров крейсера. Сейчас посетители корабля–музея могут наблюдать фортепьяно с императорской яхты «Полярная Звезда». Что же касается реликвии, прошедшей Цусиму, то о ее судьбе автору, увы, ничего не известно.

С Петровских времен было заведено, что сервировка кают–компанейского стола должна находиться на должном уровне. Для парадных случаев существовали серебряные приборы и хрусталь; даже в дальнем плавании были обязательны салфетки и другие аксессуары, положенные в приличном обществе. Например, указ Петра Великого от 1720 г. требовал иметь на кораблях два вида бокалов - зеленого стекла и прозрачного стекла. Из первых надлежало пить белое вино, а из вторых - красное.

Ревнители морских традиций в точности соблюдали петровское указание. Так, один из товарищей гардемарина Ашанина, приглашенного на завтрак к адмиралу, рекомендует ему наливать белое вино в зеленую рюмку, а красное - в маленький стакан. В противном случае флагман мог «взъерепениться».

Отметим, что сервировка для кают–компанейских столов отпускалась всегда «из казны». Поэтому на упомянутые выше серебряные приборы, а также посуду часто наносили монограмму корабля.

По–особому происходили трапезы в шторм.

На обеденном столе жестко закреплялась специальная бечевочная сетка (ее еще называли «скрипкой») или решетка, в ячейки которой ставились тарелки и клались приборы. Бутылки, графины и стаканы клались в решетку плашмя. Как писал современник, «вестовые выписывали вензеля и делали необыкновенные акробатические движения, чтобы донести блюда по назначению и не разметать яства по полу. Приходилось выбирать моменты и обедающим, умело ими пользоваться, чтобы благополучно донести вилку до рта, не разлить вина или не обжечься горячим чаем, который подавался в стаканах, завернутых в салфетку».

Использовался и другой вариант. На сохранившихся до сей поры старых парусниках (например, на сильно выгоревшем в 2007 г. британском «чайном» клипере «Катти Сарк») можно было видеть крайне любопытный подвесной стол, как раз и использовавшийся в шторм.

К подволоку крепился специальный крюк, к которому на длинной медной штанге приделывалась круглая толстая деревянная столешница диаметром около метра. В ней были проделаны различной глубины «лунки» разного радиуса, в которые было положено вставлять стаканы и плошки с едой.

Таким образом, при сильной качке стол мог принять положение, параллельное палубе клипера.

Впрочем, ни «скрипка», ни другие приспособления от боя посуды не всегда спасали. Как рассказывает один из мемуаристов, в дальних походах зачастую чай приходилось из–за отсутствия стаканов пить из «пустых горчичниц».

За офицерский стол отвечал особый человек - «содержатель кают–компании». Его бюджет формировался из «столовых денег», которые полагались офицерам. Он закупал продукты, которые позже передавались офицерскому коку, и следил за разнообразием меню.

По уставу содержателя кают–компании офицеры должны были переизбирать каждые три месяца, однако на практике бывали и «вечные содержатели», которые исполняли свои обязанности на протяжении всего срока службы на том или ином корабле. Теоретически содержателя можно было заменить и «вольным» буфетчиком, однако шли они во флот крайне неохотно, поскольку «кочевая» морская жизнь нравилась не всем. Кроме того, буфетчику нужно было платить жалованье, что увеличивало расходы офицеров.

Если несколько кораблей находились в ремонте либо одновременно оказывались в порту на какое–то относительно длительное время, то очень часто обязанности «кормильца» возлагались на одного из содержателей. Вот что пишет в своем дневнике знакомый нам Георгий Карлович Старк, уже произведенный в старшие лейтенанты и недавно принявший командование эскадренным миноносцем «Сильный» (май 1912 г., корабль находится в ремонте в Кронштадте):

«Столуемся все вместе на барже, около которой мы стоим. Кормит нас механик «Деятельного», отличный хозяин. Во внутреннем плавании я меньше 35 рублей в месяц не платил, а тут платим не более 25 рублей и едим безукоризненно, но он строго требует, чтобы в случае отсутствия ему давали бы знать. Нас столуется 18 человек, а вечером часто бывает, что остается трое, на этом он строит свой расчет».

Но очень часто бывало наоборот - содержатель кают–компании оказывался совершенно неспособен обеспечить своих сослуживцев «вкусной и здоровой пищей», в результате чего смещался со своего поста. И это неудивительно - нив Морском корпусе, ни в Морском инженерном училище «содержателей» никто специально не готовил. А хозяйственные люди всегда были большой редкостью и большой ценностью. Рассказывает судовой врач бронепалубного крейсера 2–го ранга «Изумруд» Владимир Кравченко:

«У нас произошла смена министерства. Консервы, танжерские фрукты по недосмотру загнили в провизионном погребе и отравили воздух в каютах. Мы и так ели невозможно, а теперь в заключение уже и перерасход появился. Пришлось выбирать нового заведующего кают–компанейским столом, более опытного».

Холодные закуски были представлены селедкой, балыком, икрой, миногами, солеными огурцами; горячие - биточками в сметане, сосисками в томате, гречневой кашей с луком и яйцами. Затем подали кулебяку с визигой и свежей рыбой, бульон и жареную дикую козу. В качестве десерта присутствовали трубочки со сливками из либавской кондитерской Боница. Не были забыты и крепкие напитки - господа офицеры вкушали простую водку, рябиновку и зубровку, мадеру и херec. К кофе появился коньяк и виски.

Обитателями кают–компаний часто бывали и животные. Иногда это приводило к курьезам. Рассказывает Гаральд Карлович Граф:

«Членом кают–компании числился также и серый попугай с красной головкой, который знал немало слов и даже произносил короткие фразы. Особенно отчетливо он говорил много раз повторяемые фразы вроде: «вестовой, чаю», «позвать вахтенного», «вестовые, подавать» и т. п. Благодаря этому даже получались смешные недоразумения: то вестовой без надобности приносил чай, то преждевременно начинали подавать еду. Старший офицер, когда раздражался на своего вестового, то ругал его дураком, а звали его Степаном. Попка отчего–то это особенно подхватил и часто, сидя на своей жердочке, непрерывно повторял: «Степан - дурак, Степан - дурак». Это привело в будущем к очень неприятному инциденту. Когда морской министр вице–адмирал Степан Аркадьевич Воеводский делал смотр крейсеру и, проходя через помещение кают–компании, остановился перед жердочкой попугая, то тот стал настойчиво повторять: «Степан - дурак, Степан - дурак». Все от неожиданности не знали, что делать, а попугай все повторяет свое: «Степан - дурак». К счастью, министр сделал вид, что он не разбирает, что тот говорит, и поторопился отойти от попугая. Но неизвестно, как он к этому отнесся. Не подумал ли он, что это злая шутка, тем более командир и старший офицер очень расхваливали попугая».

Из книги Последний герцог автора Валентинов Андрей

2. КОМПАНИЯ Неподалеку от входа в «Аретузу» герцога Фердинанда уже давно и с явным нетерпением ожидали двое молодых людей.- Наконец-то, - буркнул первый, завидев строптивого сына герцогини. Где тебя черти носили, Фред?Фред, ибо в этой компании титулов не признавали, а имя

Из книги 12 тем. Маркетинг 21 века автора Грант Дж

Компания как бренд Несколько лет назад весьма популярной была теория, согласно которой люди, не желающие попадаться на удочку товарных брендов, начинают доверять не брендам, а стоящим за ними компаниям. Мне кажется, это было заблуждением.Большинство людей не желают

Из книги Либерастия автора Смирнов Илья

Глава 5. Комплексное обслуживание: Дворец Юстиции, игротека и страховая компания. В право отливается социальная практика, значит, "предмет исследования должен быть перенесен из области юридических схем в социальный и человеческий план." Первоочередная задача историка

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Бизнесмен No 1 и компания Немногие знают, что у самого богатого на сегодняшний день человека в мире или, как его любят называть, «гениального» Уильяма (Билла) Гейтса нет высшего образования. Гейтс ограничился школьным, причем чуть не был отчислен за неуспеваемость даже из

Из книги 10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси автора Павлищева Наталья Павловна

Киммерийцы, скифы и компания Для начала одна карта просто для информации, в нее будет полезно заглядывать во время повествования. При упоминании о скифах прежде всего представляются причерноморские степи, что верно, но лишь отчасти. На карте «в клеточку» в пределах

Из книги СМИ, пропаганда и информационные войны автора Панарин Игорь Николаевич

Государственная радиовещательная компания «Маяк» Государственная радиовещательная компания «Маяк» – старейшая и авторитетнейшая государственная информационно-музыкальная радиостанция России. Её статус был определен чуть менее сорока лет назад, когда в 1964 году

Из книги Эксперт № 40 (2013) автора Эксперт Журнал

Государственная радиовещательная компания «Радио России» Государственная радиовещательная компания «Радио России» впервые вышла в эфир 10 декабря 1990 года. Компания вещает двадцать четыре часа в сутки.В структуре компании выделяются отделы новостей,

Из книги НЕ наша Russia [Как вернуть Россию?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

: Компания Rado в этом году стала Компания Rado в этом году стала официальным хронометристом 24-го теннисного турнира «Банк Москвы Кубок Кремля». По такому случаю не обошлось без специальной коллекции - которая, разумеется, оказалась связана с теннисом. Как известно,

Из книги Дело «Норильский никель» автора Коростелёв Александр

ОАО «Бог и компания» Почему православие, а не, скажем, мусульманство?Потому что сын Бога Иисус Христос пришел строить Царство Божие на земле. Он и молиться заставлял: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя твое, да придет Царствие твое, да будет воля

Из книги МЖ: Мужчины и женщины автора Парамонов Борис Михайлович

Глава 5 (неоконченная). Заметание следов прошедшей приватной промышленной приватизации. Образование ОАО «Норильская горная компания» и его переименование в ОАО «ГМК «Норильский

Из книги Лето бородатых пионеров [сборник] автора Дьяков Игорь Викторович

5.3. Второй этап становления ОАО «Норильская горная компания». «Слив» основных производственных фондов с ОАО «Норильский комбинат». Формирование трудового коллектива ОАО «Норильская горная компания». Конвертация акций РАО «Норильский никель» в акции ОАО «ГМК

Из книги Азбука 18+. Полное собрание букв. автора Ангелов Андрей

КАНДАВЛ И КОМПАНИЯ Забрел я недавно в районную библиотеку – посмотреть, нет ли чего русского поновее (русское теперь в Нью Йорке – в любом месте). Ничего вроде бы не нашел, но увидел старую знакомую – книгу Айрис Мердок «Отрубленная голова» в русском переводе. Это чуть ли

Из книги Призрак японского городового автора Олди Генри Лайон

Банная компания Раз в неделю они втроем приходят на определенный сеанс. Деловито располагаются: один у них «ответственный» за пиво, другой – за закуску, третий, Чернов, как «самый бедный» и единственный обремененный семьей, – за шампунь.«Банное трио» непьющих

Из книги Трансэволюция. Эпоха разрушения человека автора Эстулин Даниэль

Минет и компания 1. Понятие сексаHomo sapiens начал заниматься сексом несколько тысяч лет назад. Или пару миллионов лет назад. Человек до сих пор спорит сам с собой по данному вопросу. Однако факт остаётся фактом – homo sapiens спаривается всё то время, пока он существует.

Из книги автора

Олди и компания (Роскон-2014) ЛАДЫЖЕНСКИЙ. Дамы и господа, в расписании стоит студия «Олди и компания». Олди – это мы, компания – это вы. На «Росконе» уже дважды проводилась такая студия «Олди и компания», и оба раза материалы со встречи потом публиковались в

Из книги автора

Мальтус и Британская Ост-Индская компания Мальтус был не просто старым деревенским священником, а официальным экономистом Британской Ост-Индской компании, крупнейшей монополии, которую когда-либо знал мир, с армией в конце XVIII - начале XIX века, превышающей армию самого

Выбирая круиз от компании «Carnival», вы можете заметить, что на любом из кораблей этой круизной компании подобные каюты имеют наименьшую стоимость. Несмотря на то, что и они обеспечивают превосходный сервис, будущие пассажиры часто не осознают, насколько велика разница между категорией 1А и стандартной внутренней каютой.

Стандартная внутренняя каюта - Круизная компания Carnival

Не следует резервировать каюту категории 1А в надежде позднее обменять ее на аналогичную каюту больших размеров. На некоторых кораблях компании можно найти ограниченное число 1А с двумя стандартными кроватями вместо двухуровневых, поэтому при бронировании круиза необходимо обязательно уточнять тип и оснащение каюты с вашим туристическим агентом.

2. Бронирование «гарантированной» каюты

Это означает лишь, что вам обеспечена именно такая каюта, какую вы выбрали, и в номер категорией ниже вас уже не поселят. К примеру, забронировав «гарантированную» каюту с видом на океан, вы получите именно ее либо номер категорией повыше. Не следует путать категорию и тип; вам может достаться аналогичный номер с видом на океан, расположенный в более приятном месте, но случаи, когда пассажиры получают вместо «вида на море» каюту с верандой или сьют вместо веранда-каюты, очень редки.

Гарантированная каюта может находится в любом месте на палубе в рамках выбранной категории или выше.

Последнее слово в том, каюту какой категории и местоположения вы получите, всегда останется за круизной компанией. Отправляясь в путешествие с друзьями и желая разместиться поблизости от них, забудьте о бронировании «гарантированных» номеров. Нельзя рассчитывать на то, что все вы поселитесь рядом или даже на той же палубе. То же касается выбора «гарантированной» каюты, если у вас есть предпочтения по поводу размещения, будь то определенная палуба, середина судна или его кормовая часть. Словом, следует забыть о требованиях, выбирая подобный тип размещения. Те, кому невыносима мысль о проживании на нижней палубе или на носу корабля, поступят правильно, выбрав конкретную каюту заранее. Если же вы готовы смириться с тем, что полностью контролировать свое размещение вы не сможете – «гарантированная» каюта может быть действительно хорошим выбором из-за более низкой стоимости.

3. Ошибки в выборе размещения тех, кого укачивает

Все современные пассажирские корабли оборудованы новейшими системами стабилизации, которые гасят качку. Большей частью пассажиры не ощущают движения вообще. Тем не менее, на каждом судне найдутся места, где в штормовую погоду раскачивание ощущается сильнее. Если вы болезненно реагируете на качку либо не уверены в своих возможностях, отправляясь в круиз впервые - выбирайте те места, что находятся в центральной части корабля и на нижних палубах. Если же они недоступны, следует предпочесть каюты ближе к корме, а носового размещения рекомендуется избегать на любых палубах.

4. Ошибки в выборе размещения тех, кто любит тишину

Тем, кто чувствителен к посторонним звукам, следует особенно тщательно выбирать местоположение будущей комнаты, чтобы впоследствии не чувствовать раздражения. Принято считать, что каюты более высокой категории лучше. Отчасти это справедливо: панорамы из окон таких кают открываются великолепные, а потому наибольшее количество дорогих сьютов расположено вокруг пляжных палуб и бассейнов. Но не следует забывать, что на подобных палубах всегда царит оживление: вечеринки продолжаются до поздней ночи, а уже с раннего утра любители позагорать начинают со скрежетом двигать стулья и шезлонги.

Если вы хотите избежать шума, откажитесь от кают, находящихся под палубой с бассейнами или ресторанами, возле лифтов, шоу-залов и корабельного атриума. Избегайте также комнат, расположенных вблизи обслуживающих зон (прачечных или кладовых, предназначенных для обслуживающего персонала). Не рекомендуются и места на носу и корме нижней палубы, поскольку они находятся довольно близко к двигателям и маневровым механизмам.

Словом, список того, что вам следует исключить, довольно обширен. А наилучшим выбором в вашем случае будет одна из кают, расположенных между двумя пассажирскими палубами – они послужат в качестве препятствия для шумов, которые могут доноситься из людных общественных мест.

5. Ошибочный выбор расположения для людей с ограниченными физическими возможностями

Круизные лайнеры имеют большие размеры, поэтому, если преодоление достаточно длинных дистанций создает для вас трудности, особенно важно правильно выбрать местоположение каюты. Определитесь с тем, к каким общественным местам на судне вы предпочли бы иметь легкий доступ: ресторанам, барам и казино на средних палубах корабля или спа и бассейну на верхних. Хорошим выбором для вас будет каюта у лифта, позволяющая избежать длинных прогулок по коридорам.

Если вы легко утомляетесь при ходьбе или нуждаетесь при этом в помощнике, избегайте бронировать номер на оконечности кормы или носа любой палубы. Если вам необходима специализированная каюта для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, сообщите об этом агенту при бронировании. Дверные проемы стандартных кабин не рассчитаны на размеры инвалидных колясок, а их ванные комнаты имеют ступеньку на входе. На круизных кораблях есть небольшое число кают, приспособленных под нужды людей, которым необходимо дополнительное пространство.

6. Неправильное представление о размерах кают

Пока вы на берегу, бронирование единственной внутренней каюты для четырех взрослых человек может казаться хорошей идеей. Оказавшись в море, вы наверняка об этом пожалеете: размеры стандартных номеров достаточно комфортабельны, но все же невелики. Они могут составлять от 11 до 20 кв.м. для внутренних кают, «вида на море» и комнат с балконами.

Обычно этого более чем достаточно для двоих пассажиров или родителей, путешествующих с маленькими детьми, однако для компании такая площадь уже явно мала. Особенно учитывая комплектацию кают: как правило, это две кровати, конвертируемые при желании в одну двуспальную, плюс верхние койки и раздвижной диван, подходящие в качестве спальных мест для третьего и четвертого члена семьи.

Если планируется круиз продолжительностью более пяти дней, лучше отказаться от резервирования единственной каюты для трех и более взрослых. Перед путешествием уточните площадь понравившихся кают и типы кроватей в них, чтобы убедиться, что они подходят для размещения вашей группы. Если один из вас не способен взобраться по лесенке на верхнее спальное место, это тоже нужно учитывать.

7. Попытка бронирования каюты семейного типа незадолго до начала круиза

Абсолютное большинство кают на круизных судах рассчитаны на двоих; число номеров, подходящих для трех-четырех пассажиров, не так велико, и спрос на них повышен. Поскольку количество семей с детьми, отправляющихся в круизы, постоянно растет, крупные круизные линии увеличивают число семейных кают на вновь строящихся судах. Такие специализированные каюты располагают большей площадью, достаточной для комфортного размещения семей из четырех-пяти человек. Кроме того, они могут похвастаться наличием отдельных спален, ширм-перегородок, а иногда и двух ванных комнат.

Можно выбрать и другой способ путешествовать семьей, забронировав две смежные каюты, объединенных дверью: это даст не только умноженную надвое жилую площадь, но и две ванных. Однако и такие каюты пользуются огромной популярностью, а количество их ограничено. Словом, чем раньше вы решитесь на бронирование, тем выше шанс подыскать каюту, которая вас устроит во всех отношениях.

8. Надежда на бесплатное предоставление каюты, относящейся к более высокой категории

Всегда резервируйте каюту нужной вам категории: случаи бесплатного обмена очень редки. На свете нет секретного заклинания или волшебного напитка, которые могли бы в этом помочь. Можно рассчитывать на удачу – или вовремя «попасться на глаза».

Механизм обмена кают достаточно прост. В случае, когда все каюты одной категории оказываются распроданы (или же продано большее количество, чем фактически имеется на борту), круизные компании не имеют права поместить вас в номер категорией ниже, чем было оплачено. Поэтому они выбирают нескольких пассажиров и дают им каюты категорией повыше. Выбор всегда случаен, поэтому здесь все зависит от вашей везучести.

Можно сколько угодно мечтать о том, что вам достанется пентхаус-сьют, и все же обычно каждый получает то, за что он заплатил – или то, что выберет для него круизный оператор – до самого конца путешествия.