Каменные изваяния на старых Казачьих курганах - "Половецкие каменные бабы". Скульптура, живопись - культура империи майя Древнейших памятников цивилизации майя и

Каменные изваяния на старых Казачьих курганах - "Половецкие каменные бабы".
Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. СОТНИ КАМЕННЫХ СТАТУЙ... Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи... Исследователи спорили и СПОРЯТ ДО СИХ ПОР о том, кому принадлежали эти статуи НАШИХ степей, кто их поставил, и с какой целью".

Оказывается, "стояли эти каменные идолы сначала на КУРГАНАХ и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи, или поставлены на потеху... в провинциальных городских садах" .
<<В XVIII веке их называли "человек камен" или "девка камена">> . Такие статуи находили не только на юге.

Их обнаруживали, например, в Москве: в Кунцево и Зенино (Чтения в имп. об-ве Истории и древностей Российских при Московск. университете, 1870, кн.III). Кунцево - это запад Москвы, а Зенино - в 21 версте на восток от Москвы, по состоянию на 1870 год. Одна из каменных статуй сегодня стоит в Российской Государственной библиотеке, в зале записи. Любой желающий может ее посмотреть. Ее привезли в Москву из Харьковской губернии в 1839 году по поручению императорского Общества истории и древностей Российских.
Характерная черта этих изваяний - они держат в руках "прижатый к животу сосуд, чашу или рог" . Такой сосуд есть и у статуи, выставленной в зале Государственной Библиотеки,

На спине статуи высечен большой косой крест. Он известен как андреевский крест, то есть крест Андрея Первозванного. Начиная со времен Петра I флаг с таким косым крестом является флагом военно-морских сил. Кстати, на боку этой мужской статуи, высечены изображения кривой сабли и колчана с луком и стрелами. Это вооружение действительно типично для РУССКИХ воинов даже и в XVII веке.

Историки считают (как мы понимаем, со времен Романовых) эти статуи следами ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания Руси половецкими племенами. Историк пишет: "Для русского человека эти каменные чудовища были олицетворением господства половцев над степями. Поэтому статуи стремились УНИЧТОЖАТЬ И ПОРТИТЬ" . Эта картина - систематическая порча древних надписей и изваяний нам уже известна: пострадали русские саркофаги, египетские статуи и каменные надписи и т.д. Кому они не понравились? Вряд ли - местным жителям.
Сегодня считается, будто завоеватели-половцы, ставившие статуи, пришли на Русь издалека, из степей Монголии, Тувы и Алтая. Затем, говорят нам, "каменные бабы", вместе с продвижением половцев, распространились дальше на запад и в конце концов ПОКРЫЛИ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Никакой "загадки каменных баб" не существует.

Она возникла лишь из-за того, что оккупанты Романовы и их западноевропейские хозяева заменили многие старые Казачьи обычаи на новые, в том числе и погребальные обычаи. И стало считаться, будто славянские обычаи ВСЕГДА были такими, какими они стали лишь при Романовых. Что - неправильно. Кроме того, при Романовых были написаны и существенно отредактированы летописи. Много документов было уничтожено. Остался сравнительно небольшой набор летописей, объявленных "очень древними". И стало считаться, что если в этих "романовских древностях" какие-то обычаи не отражены, "следовательно", обычаи эти - не Русские, на Руси их якобы не было. А если их следы все-таки находят, "следовательно", они - следы какого-то ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания, не русские.
Вот пример такого "рассуждения". Известно, что огромное число каменных статуй - о которых сейчас идет речь - найдено в основном на Руси. Однако они "встречаются и далеко на Востоке, в бескрайних степях Казахстана, Алтая, Монголии, Тувы" . "Следовательно", говорят историки, Русь была завоевана пришельцами из Монголии, то есть из самой дальней страны. По пути "монголы" якобы захватили Казахстан, Алтай и т.д. Так и пишут: "В начале второго тысячелетия половцы ПРОРВАЛИСЬ НА ЗАПАД. Быстрым маршем прошли они Казахстан, а к середине одиннадцатого века появились на Волге" .

Направление завоевания было обратным. Из Руси - в разные стороны.
В частности, и на Восток. И это можно понять даже из следующего простого наблюдения.
Оказывается, что "половецкие" каменные изваяния в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы "как правило... ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МУЖЧИНЫ, часто с ОТВИСЛЫМИ УСАМИ (заметим - как у казаков - Авт.)".
А вот на территории Руси "среди наиболее ранних западных (то есть русских, а не восточных - Авт.) половецких статуй БОЛЕЕ 70 ПРОЦЕНТОВ СОСТАВЛЯЮТ ЖЕНСКИЕ СТАТУИ. Перед нами загадка, на которую НАУКА ОТВЕТИТЬ ПОКА НЕ В СИЛАХ " .
Мы, признаться, никакой загадки тут не видим. Указанный факт просто показывает нам - где была родина тех воинов, которые ставили статуи.
НА РОДИНЕ, ЕСТЕСТВЕННО, СТАВИЛИ КАК ЖЕНСКИЕ, ТАК И МУЖСКИЕ СТАТУИ НА МОГИЛАХ. Ибо здесь жили и мужчины, и женщины (семьи) этого народа. То есть - на Руси. А в дальних военных походах в войске женщин было очень мало. А мужчины погибали. Их хоронили здесь же, в походе. На далекую родину тела обычно не отвозили. Поэтому в тех землях, куда народ пришел как завоеватель, должны были остаться почти исключительно МУЖСКИЕ статуи. Что мы и видим в Казахстане, Алтае, Туве, Монголии и т.д. Кстати, само название этих статуй "половецкими" вполне могло означать просто "полевые", то есть стоящие в ПОЛЕ.
Итак, по нашему мнению, "половецкие" каменные изваяния - это СТАРЫЕ РУССКИЕ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ.
Между прочим, нельзя не обратить внимание на тот странный факт, что на доступных нам фотографиях каменных изваяний, а также на статуе в Российской Государственной Библиотеке, СБИТЫ ИМЕННО ЛИЦА ИЗВАЯНИЙ, а в остальном они хорошо сохранились. Почему уничтожали ИМЕННО ЛИЦА?

Не потому ли, что они часто имели ярко выраженный славянский тип? Или усы сбивали?
Сохранилось прямое средневековое свидетельство, что эти каменные изваяния ставились народами "Монголии", то есть, как мы понимаем, - народами Руси-Орды. Г.Федоров-Давыдов пишет: <<Любопытное свидетельство оставил в середине XIII века западноевропейский монах Вильгельм Рубрук, который отправился к монгольскому хану в далекий Каракорум, в ЦЕНТРАЛЬНУЮ МОНГОЛИЮ
(то есть, по нашей реконструкции, в центральную Русь - Авт.)... В числе прочих сведений Рубрук сообщает нам: "Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему СТАТУЮ, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу">> .
Трудно не согласиться с мнением историков, что Рубрук имеет здесь в виду именно "половецкие бабы" (чаша перед пупком у статуи).
А что касается "монгольских команов", то это, скорее всего, КОННИКИ, так как слово КОНЬ в старом русском языке звучало и писалось как КОМОНЬ. См., например, "Слово о Полку Игореве".
Каменные скифские изваяния стояли не только на Востоке. Они есть и в Европе. На рис. показан мужской каменный "идол скифского святилища... устроенного в древнем кургане Цыганча над Новосельской переправой через Нижний Дунай" .

На рис показана женская каменная статуя, находящаяся сегодня в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Музейная табличка гласит: "Половецкое изваяние XII век. Краснодарский край". Лицо статуи сильно повреждено. К животу прижата чаша. Сзади, на спину свисает башлык.
На рис показана каменная статуя из Государственного Исторического Музея г.Москвы. Женская фигура, прижимающая к животу "чашу". Между прочим, почему-то здесь нет никакой музейной таблички, сообщающей - где была обнаружена статуя. Не найдена ли она в Москве? Может быть, табличек не вешают потому, что с точки зрения скалигеровско-миллеровской истории "половцы в Москве никогда не жили", а потому находить здесь подобные статуи считается как бы даже неприличным.
Вот и стоят скифско-ордынские изваяния безымянными, без табличек.

В музее представлены старинные каменные ордынские статуи из округа Алтай, Синьцзян, КНР.
Отметим весьма характерную деталь подавляющего большинства скифских изваяний - они прижимают руками к животу, к пупку, некий предмет, считающийся чашей. Очень интересно, что ПРАКТИЧЕСКИ ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ изображают и некоторые каменные статуи в далекой Америке, например, на территориях, где когда-то жили "древние" Майя.

приведена фотография одной из таких статуй в Юкатане, музей Merida. Считается, что подобные каменные изваяния делали Майя и Тольтеки , с.9. Здесь человеческая фигура полулежит-полусидит. ОБЕИМИ РУКАМИ ПРИЖИМАЕТ К ЖИВОТУ ПЛОСКУЮ ЧАШУ. Другая старинная каменная статуя, высеченная Тольтеками и представленная на рис, также изображает полусидящего-полулежащего человека, бога Chac Mool, прижимающего к пупку, к животу, чашу.

Статуя находится в Чичен-Ице, у входа в большой "Храм Воинов" .
Обратим внимание, что подобные статуи изображали БОГОВ, то есть к подобным изваяниям в Америке относились с большим уважением.

Позы скифских статуй и сохранившихся американских слегка различны, но главный мотив - ЧАША, ПРИЖАТАЯ К ПУПКУ РУКАМИ, - в точности один и тот же. Объяснение подобным дубликатам, скорее всего, очень простое.
Мы наталкиваемся на следы общности культур, возникшей в результате завоевания Русью-Ордой и Османией-Атаманией американского континента в XV веке. Ордынские казаки колонизаторы принесли с собой свои обычаи.

Цивилизация ацтеков и майя расцвела на землях ранее принадлежавших загадочной исчезнувшей — «каучуковых людей» (т.е. «чёрные, как каучук, люди»), и всё же эта область Америки останется малонаселенной до 19-го века.

Ольмеки, исчезнувшие из истории около 1300 года до н.э. создали календарь , который известен нам, как календарь майя и майя. Воинственные племена майя позаимствовали большую часть культуры развитой цивилизации ольмеков…

Племена майя научились делать бронзовое оружие, серебряные украшения с камнями, художественную резьбу по камню, статуэтки и рисунки, а также позаимствовали и математические методы исчисления.
Племена майя поклонялись Солнцу — на алтаре с солярным символом — , майя приносили человеческие жертвы.

Изображённые , встречаются очень часто на архитектурных памятниках цивилизации майя.

Из вулканического камня, относящегося к 500 году н.э., древние майя создали изваяние божества, попирающего ногами символ подземного мира — крокодила. Бог изображён , его голову венчает корона, с символами направленными на 4 стороны света, на корону божества опираются небеса.

Great Mural Rock Art , Baja Mexico-7500 y.o. Туристы, побывавшие на экскурсии в Мексике, Канкун, в большой каменной пещере, смогут увидеть древнейшие рисунки, сделанные на стенах пещеры красной охрой. Учёные и археологи считают, что возраст изображений людей с поднятыми руками около 7500 лет.

Исследуя цивилизацию майя, археологи обнаружили множество интересных каменных и терракотовых статуэток.

Одна из них представляет божество с отверстием в груди, где можно увидеть еще 6 маленьких майя божеств – всего семь.

Племена майя были знакомы не только с жертвоприношениями человеческого сердца своим богам, но и с бальзамированием человеческого тела.

Так же, как и в Египте, где в ритуал захоронения фараона входило бальзамирование тела и сооружение вокруг него 7 покровов, гробов из разных материалов.

Таким образом, тело фараона было подготовлено к тайне вечной жизни и его воскрешению в ином мире.

В русской культуре тайна жизни сокрыта в матрёшке, имеющей также 7 оболочек.

Один из самых известных памятников в Копане – это Алтарь Q перед храмом 16. На каменном Алтаре запечатлена история династии первых царей из доколумбовой цивилизации майя , построивших государство с центром в Копан. Под алтарём Q, который представляет собой массивный квадратный камень, установленный на 4 камня цилиндрической формы, похоронены 13 ягуаров, принесённых в жертву.

На западной стороне алтаря Q изображен первый царь майя Яах-Кук-Мо (слева, под цифрой 1) передающий символ власти- Жезл, очень напоминающий своему приемнику царю майя Яах-Паку (Yax-Pac) (справа, 16 царю майя). Первый царь майя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) потерял правую руку в бою, и держит жезл в левой руке. Современные изотопные анализы человеческих останков царя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) показали, что он родом из Копан, в Тикаль, а не из Теотиуакана, города II в. до н. э. - VII в. н. э. в долине Мехико (Мексика).

На каждой из сторон Алтаря Q изображены 4 царя майя, таким образом, на Алтаре представлены первые 16 царей майя из династии Копан. Имена царей прочитаны на языке майя. Интересно, что некоторые наши современники видят в украшениях царей майя, детали, похожие на современные шлемофоны, наушники, а изображение царского жезла напоминает им взлетающую в космос ракету, что даёт им основание предположить, что майя — пришельцы их космоса.

Двор святилища майя в Копане украшен резными каменными стелами, установленными в честь знаменательных событий, прославляющих имя правящих царей майя. Каменные изваяния идолов похожи на скифские бабы или каменные менгиры, часто встречающиеся во многих европейских и азиатских цивилизациях.

На каменной стеле «C» нанесена дата её создания — это 5 декабря 711 г. н.э. Каменная стела обращена на восход и на заход солнца, так же, как и на встречает первые лучи солнца на востоке и провожает его за горизонт на западе. На западной стороне Стелы «C» изображена черепаха в форме алтаря, её называют «Космическая Черепаха», так как на её панцире изображены небесные созвездия,

В цивилизации майя есть и другие символы и ритуальные изображения, которые встречаются в культурах других европейских народов. Например, Священное Древо Жизни.

Священные круглые камни майя — алтари, также имеют своих «двойников» в других цивилизациях мира. У всех народов мира служили проводниками воли богов. Например, в древней Греции в храме Аполлона в Дельфах под деревом в священной роще лежал большой круглый камень, который называли «омвал», или «пуп земли». Стоя у священного камня омвала, дельфийские оракулы предсказывали судьбу царям и полководцам. В Италии, есть гигантские сооружения до-римской эпохи, называемые Нуры, и огромные округлые камни-«омвалы», считающиеся энергетическим местом силы. Когда речь заходит о священных мегалитах и валунах, почему то всегда первым делом на ум приходит камень, упоминаемый во многих русских сказках, и стоящий на распутье трех дорог. Подходя к камню всадник, решал какую дорогу жизни ему выбрать, в какую из сторон света ему поехать. В России знаменитый Синь-камень, который исполняет желания и перемещается по берегу Плещеева озера.

Веретенников А.М. ::: Города майя и ацтеков

По мнению большинства исследователей, культура майя яв­ляется одним из величайших достижений человечества в древ­ности. Эта цивилизация просуществовала почти тысячу лет. Индейцы майя были первым развитым народом Америки, с ко­торым столкнулись испанцы в ходе завоевания земель Запад­ного полушария.

К моменту прихода европейцев майя занимали обширную территорию. В ее пределах ученые обычно выделяют три куль­турно-географические области. Так, например, северная охваты­вала весь полуостров Юкатан, который представлял собой плос­кую известняковую равнину с кустарниковой растительностью. Местами она пересекалась цепями невысоких каменистых хол­мов. Отсутствие рек, ручьев и озер, бедные почвы сознавали трудности для занятия земледелием. Не совсем благоприятной для проживания была и южная область, которая включала в себя горные районы и Тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы. Более выгодной по своим природным условиям явля­лась центральная область, охватывавшая северную часть Гватемалы и прилегающие с запада территории, где располагаются сейчас такие мексиканские штаты, как Чьяпас, Табаско и Кампече. Центральная область - это холмистая известняковая низмен­ность. Большая ее часть покрыта влажными тропическими леса­ми, которые чередуются с травянистыми саваннами, болотисты­ми низинами и озерами.

В таких трудных условиях и были построены индейцами майя сначала скромные хижины из дерева и глины, а впоследствии большие каменные города. Несмотря на то что орудия труда были крайне примитивными и изготавливались только из дере­ва, кости и камня, майя сумели достичь поразительного совер­шенства в архитектуре, скульптуре, живописи, в производстве керамики.

Развитие древнейшей цивилизации майя продолжалось почти десять веков. В конце VIII века майя достигли высочайшей степе­ни культурного развития. К этому времени индейцами были воз­ведены изящные храмы, гигантские дороги-дамбы, многочислен­ные пирамиды и дворцы. В течение столетий росли и расширялись старые селения и города, возникали новые. Все это продолжалось почти до конца I тысячелетия н. э. В IX веке на процветающих землях и в белокаменных городах майя произошла какая-то ка­тастрофа. В результате архитектурное строительство в городах полностью прекратилось. Искусные скульпторы не возводили больше громадные каменные стелы с ликами правителей и богов, а умелые резчики по камню не украшали их вычурными и изящными иероглифами.

Крупнейшие майяские центры стали приходить в запустение. Жители покидали их. Всего за несколько десятилетий города древних майя были надежно укрыты от людских глаз, попав в цепкие объятия буйно разросшихся вечнозеленых джунглей. Опустевшие плошали и брошенные здания покрылись лесной зеленью. Лианы и корни деревьев разрушали фундаменты и пе­рекрытия массивных строений, а низкорастущий кустарник за­полнил все свободные части пространства, где совсем недавно пролегали улицы и дороги-дамбы. Именно в этом и заключается одна из величайших загадок культуры-феномена, к которой при­числяют древнейшую цивилизацию майя. Города классического периода, возведенные в I тысячелетии н. э., еще в доколумбовый период поглотили джунгли. И когда в конце XV века на земли Америки ступили люди Колумба, а в начале XVI столетия сюда прибыли первые экспедиции конкистадоров, о древней цивили­зации майя забыли даже ближайшие потомки людей, некогда живших там.

В истории майя действительно немало загадок. И самая первая из них - это тайна происхождения этого народа. Из множества гипотез наиболее существенной и обоснованной в современной науке по изучению древнейших цивилизаций считается доктрина известнейшего мексиканского археолога, большого знатока в об­ласти культуры майя Альберто Руса Луилье. Как и некоторые другие исследователи, он считает, что в период между II тысяче­летием до н. э. и IV веком н. э. и произошло формирование майя как народности. Исследователь назвал этот период прото-классическим и дал ему следующую характеристику: «Значитель­ные успехи в земледелии обеспечили существование центров с постоянным населением. Оседлая жизнь привела к изобрете­нию и развитию керамики, а также к формированию искусства скульптуры, поражающей, несмотря на простоту, своей удиви­тельной мощью. Появились платформы и первые пирамиды, на которых возвышались храмы из дерева с пальмовой крышей.

Религиозные верования ограничивались поклонением отдель­ным богам, которые воплощали силы природы. В этот период культура майя ощутимо отличалась от прочих, зарождавшихся на Мексиканском нагорье („архаичная" культура), на Атлантиче­ском побережье (культура ольмеков) и на юге Мексики (сапотеки и миштеки)... Отдельно следует отметить строительство плат­форм и не столь многочисленных в те времена пирамид. Подобные памятники обнаруживаются практически по всей тер­ритории майя».

По мнению ученых, придерживающихся точки зрения А. Руса, в конце II тысячелетия до н. э. майя из горных и предгорных районов приступили к широкой колонизации слабо заселенных лесных равнин Северной Гватемалы и Юкатана, которые отно­сятся к северной и центральным областям региона. Обнаружен­ные в этой местности глиняные статуэтки изображают людей, имеющих характерные крючковидные носы и искусственно де­формированную лобную часть черепа. Майя добивались прида­ния подобной формы голове тем, что новорожденному младенцу прикреплялись на лоб и на затылок плоские дощечки. Деформи­рованный таким образом череп являлся главным отличительным признаком людей, принадлежавших к племени. Данные черты были ярко выражены во внешности майя вплоть до завоевания их страны испанцами в XVI веке.

Неоспоримым свидетельством того, что горные майя несколь­ко опережали в своем развитии собратьев из лесной равнинной зоны, является тот факт, что обнаруженный археологами в горах Сальвадора в начале 90-х годов XX столетия крупный центр древних майя (его возведение относится к концу I тысячелетия до н. э.) был предшественником будущих многолюдных горо­дов, которые возникли на территории региона майя уже в I ты­сячелетии н. э. Этот центр (Чальчуапу) имел ряд каменных хра­мов, которые стояли на вершинах ступенчатых пирамид и были окружены широкими мощеными площадями и множеством ка­менных скульптур. В центральной части горной Гватемалы, на са­мой окраине столицы этой латиноамериканской страны, и сегодня можно видеть отдельные земляные холмы пирамидальной формы. Это остатки некогда крупного поселения майя. Археологи назвали его Каминальуйю («холм мертвых»). Возникновение поселения датирует примерно II тысячелетием до н. э.

Культура, предшествовавшая классическому периоду цивилиза­ции майя (специалисты именуют ее протоклассической), I тысяче­летию н. э., по мнению большинства исследователей, конечно же, намного скромнее и отличается множеством качественных показа­телей. Однако преемственность между ними определяется доволь­но четко. Это особенно заметно при сличении следующих харак­терных признаков: монументальная каменная архитектура со ступенчатым (ложным) сводом, обязательное наличие резных ка­менных стел со скульптурными изображениями и надписями, иероглифическая письменность, царские гробницы с заупокойными храмами под ними, планировка основных архитектурных комплек­сов вокруг прямоугольных дворов и площадей, которые сориенти­рованы по сторонам света. Все эти черты, свойственные доклассическим памятникам архитектуры, несомненно, послужили основой для последующего развития и расцвета майяской культуры.

Первые сведения о цивилизации майя историки стали нахо­дить в архивах и библиотеках среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств. Среди них и повествования самих индейцев, записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после прихода на земли Западного полушария кон­кистадоров. Таковыми, например, являются эпос майя-киче «Пополь-Вух», книги юкатанских индейцев «Чилам-Балам».

Фундаментальный труд, посвященный этно­су индейцев, написал живший в XVI веке и не раз бывавший в Новом Свете испанский епис­коп Диего де Ланда. Подробный отчет о пре­бывании в городе Гватемале, адресованный испанскому королю Филиппу II, оставил коро­левский чиновник Диего Гарсиа де Паласио, который по делам службы побывал здесь в 1576 году. Во время своего путешествия он обнаружил на бере­гу реки Копан величественные руины какого-то древнего города. В отчете де Паласио писал: «Я со всем тщанием пытался выяс­нить у местных индейцев: нет ли в древних преданиях сведений о людях, живших когда-то в этом городе. Но у них не оказалось книг с описанием их древней истории... Правда, они сообщили мне, что в древние времена сюда пришел с Юкатана великий правитель, который построил все эти здания, но затем, бросив все, вернулся в родные края».

Город Копан был возведен в классический период древней ци­вилизации майя, примерно в середине VII века. По описаниям, которые оставили в XVI веке Г. Паласио, а позднее, в середине XIX столетия, Дж. Стефенсон, Копан был обнаружен на западе Гондураса, неподалеку от гватемальской границы, департаментов Сакапа и Чикимула. Так называемый городской центр Копана занимает площадь 30 га. Местная архитектура отличалась тем, что в ней отсутство­вали большие пирамиды и высоко вознесенные храмы с огромными «кровельными гребнями». Копан производит впечатление огромного акрополя, в состав которого входило несколько пирамид, платформ, тер­рас, храмов и дворов. Они распола­гались на территории города группа­ми. Одна из главных достопримечательностей - лестница, ведущая в акрополь. Она состоит из 63 скульптурных ступеней и имеет около 2500 иероглифов. Особенно выделяются храмы. Возведение трех из них исследователи относят к 756-771 годам. Один из храмов посвящался Венере.

Огромный интерес представляет центральная площадь. На ней воздвигнуты девять монолитов, которые служат основанием для алтарей, отличающихся изящной отделкой. По мнению ученых, в Копане находилась одна из наиболее крупных астрономических обсерваторий, которыми располагали древнейшие города майя. Американский археолог С. Морли предполагал, что числен­ность населения Копана в период его наивысшего расцвета до­стигала 200 тысяч человек. Однако, по мнению других иссле­дователей, ученый несколько завысил число жителей. Тем не менее Копан считался в древние времена наиболее выдающим­ся центром цивилизации майя.

К северу от Копана, уже на гватемальской территории, находит­ся город Киригуа. Он не столь впечатляющ по размерам, однако представляет большой интерес как памятник древнейшей цивили­зации. На его территории археологам удалось обнаружить изуми­тельные стелы, покрытые рельефными изображениями. Одна из них достигает десятиметровой высоты и по своим размерам пре­восходит все остальные монолиты, обнаруженные на территории Мезоамерики.

В конце XVIII века в глубине джунглей Чьяпаса (Мексика) был найден еще один древний город майя - Паленке, покинутый жителями в конце I тысячелетия н. э. (X век). Его причудливые белокаменные руины, затерявшиеся в густой мексиканской сельве (сельва - название влажных тропических лесов в странах Южной и Центральной Америки), обнаружили индейцы и сооб­щили об этом местному священнику. От него о находке узнали чиновники испанской администрации. Примерно в это же время (1773) Паленке посетил капитан ис­панской армии Антонио дель Рио. Он одним из первых достаточно обстоятельно обследовал централь­ную часть гигантского города и дал описание его архитектурных памят­ников. Спустя полстолетия (1822) отчет испанского офицера был пе­реведен на английский язык и из­дан в Великобритании. Составлен­ный в весьма занимательной форме, этот документ, однако, не вызвал заметной реакции в научных кругах Европы. Лишь через 17 jet, попавшись на глаза американскому исследователю Джону Ллой­ду Стивенсу, повествование испанца вдохновило его на поиски забытых городов майя.

В 1839 году Стивенс снарядил экспедицию и отправился в глубь тропических лесов Гондураса. В составе экспедиции находился близкий приятель исследователя, постоянный спут­ник в его многочисленных странствиях, английский художник Ф. Казервуд.

Преодолевая всевозможные трудности, Стивенс и участники экспедиции побывали не только в Паленке, но и посетили руины таких майяских городов, как Копан, Ушмаль, и целого ряда дру­гих, обнаруженных испанскими конкистадорами, миссионерами, королевскими чиновниками еще в середине XVI века.

Возвратившись из путешествия, Джон Стивене вскоре издал книгу, в которой в увлекательной и яркой форме изложил ре­зультаты своих наблюдений. Документальную достоверность из­данию придавали блистательно исполненные рисунки художника Казервуда. Энергичного и талантливого исследователя Дж. Стивенса с полным основанием считают первооткрывателем древ­ностей майя, человеком, который сумел пробить брешь в стене забвения доколумбовой истории Мезоамерики. Его находки произвели огромный эффект на ученых Европы и США. Именно это обстоятельство привело к тему, что в конце XIX века на терри­тории майя начались первые археологические раскопки. В распо­ряжение специалистов попал богатейший материал, который бесстрастно и объективно отражал картину прошлого. В начале XX столетия научные учреждения Мексики, США, а также от­дельных стран Европы приступили к систематическому изуче­нию наиболее важных памятников культуры майя.

Одним из самых блестящих городов древнейшей цивилизации майя классического периода многие исследователи считают архи­тектурный комплекс Паленке. Его история насчитывает почти десять веков. Он существовал с конца I тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Название этого города, как и почти всех других древних городов майя, носит условный характер. В их выборе современные исследователи чаще всего руководство­вались чисто случайными признаками. Паленке в переводе с ис­панского означает «изгородь», «ограда», «огороженное место».

В конце 40-х годов XX столетия мексиканский археолог Альберто Рус Луилье возглавил крупную археологическую экспеди­цию Национального института антропологии и истории Мекси­ки, занимавшуюся раскопками Паленке. В самом начале раскопок ученый обратил внимание на необычный пол одного из храмов этого древнего города. Он был выложен крупными каменными плитами. Когда в процессе раскопок одну из плит удалось при­поднять, то был обнаружен тоннель и несколько ступеней камен­ной лестницы, ведущей вниз, в глубину гигантской пирамиды. Однако и тоннель, и все последующие ступени лестницы были завалены огромными глыбами камня, забиты щебнем и землей. Четыре года потребовалось участникам экспедиции для того, что­бы преодолеть возникшую на их пути преграду. Но вот на­ступило 15 июня 1952 года. Тоннель наконец-то был рас­чищен и в самом конце упи­рался в подобие какой-то камеры, вход в которую засло­нял огромный треугольный камень. Его вес, как выясни­лось позже, составил более тонны. Перед этой своеобраз­ной дверью лежали скелеты пяти юношей и одной девуш­ки. В ходе последующих исследований удалось установить, что их смерть имела насильственный характер. Альберто Рус пришел к выводу, что тела погибших были принесены в жертву по како­му-то особенно важному случаю. Когда рабочим удалось сдви­нуть с места эту огромную треугольную дверь, догадка ученого подтвердилась. Камень закрывал вход в гробницу. Она была весьма значительных размеров - 9 м в длину и 4 м в ширину. Посередине склепа стоял массивный каменный саркофаг. Сверху он был накрыт огромной плитой срезными изображениями и иероглифическими надписями. Внутри саркофага археологи об­наружили скелет высокого мужчины средних лет. На лицевой части черепа лежала прекрасно сохра­нившаяся изящная мозаичная маска, инкрустированная нефритом, обсиди­аном и перламутром.

Уникальная для мезоамериканской культуры пирамида выполняла функ­ции мавзолея, в котором покоились, как выяснили ученые, останки одного из могущественных представителей древнего города. Сооружение, где был обнаружен саркофаг, известно в археологии под названием «храм Надписей».

Полагаясь на собственную интуицию, отменное знание ма­териала, который был накоплен к этому времени в изучении древнейшей цивилизации, Альберто Рус пришел к выводу, что гениальные майяские архитекторы решили скрыть от лишних глаз мавзолей, где покоился великий иерарх, погребенный вместе со своей многочисленной свитой, и поместили сарко­фаг в основании пирамиды.

Ученый-археолог оставил очень яркое повествование о том, как совершалось это открытие, позволившее разгадать одну из главных тайн тысячелетней давности. Исследователь писал: «В 1949 году под руинами одного из зданий дворца Паленке мы обнаружили великолепную каменную плиту, на ко­торой просматривались 262 иероглифа и изображение сцены подношений. Персонажи и знаки выполнены очень глубоким рельефом. Паленскому ис­кусству присуши удивительное чувство композиции, тонкость и строгость. На­чальная дата предложена в фигурном варианте, то есть в виде фигур людей и животных, когда первые означают числа, а вторые - периоды. Таким образом майя подчеркивали теснейшую связь между че­ловеком и временем».

Проведенные исследования позволили установить, что гигантский склеп, обнаруженный внутри пирамиды и являющийся основанием храма Надписей, - одно из грандиозных достижений майя в области архитектуры и скульптуры. Так, например, размер покрывающей саркофаг плиты со­ставляет 8 м 2 . Сам он представляет собой монолитный блок, объем которого состав­ляет 7 м 3 . Этот блок, в свою очередь, установлен на шести каменных подпорках. По единодушному мне­нию коллег Руса, которые непосредственно принимали участие в этих раскопках, все детали саркофага, украшенные рельефными изображениями, несут хронологическую информацию и опреде­ленную символику и выполнены с большим мастерством.

В архитектурный комплекс Паленке, помимо этой главной на­ходки, ставшей, по сути, сенсацией, входили еше три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Этот городской центр, его архитектура и скульптура отлича­лись своеобразными чертами, которые были присуши майяскому классическому периоду.

Наиболее распространенным строительным материалом был камень. Здания возводились в основном из известняка. Вырублен­ную из скал породу пережигали, получая таким образом известь.

Майя смешивали ее с песком, добавляли воду и приготов­ляли из этих компонентов це­ментирующий раствор.

В соединении с каменной пылью он давал разновид­ность еще одного великолепного строительного материала - штука (что-то вроде совре­менной шпаклевки, приготовленной из смеси гипса и мела). Штуком покрывали стены и потолки. Используя необыкновен­ную пластичность этого материала, майя виртуозно изготавли­вали лепные украшения, которые наносили на стены и колонны зданий, их основания, фризы. Применяя острый резец, очевид­но из обсидиана (стекла вулканического происхождения), на плиты, покрытые штуком, наносились легко прочерченными линиями контуры с образами божеств, иероглифические надпи­си. Известковые камни применялись также для изготовления различных украшений, посуды. Из известняка делали косяки, притолоки, стелы, ал­тари, статуи.

Основными чертами городского центра в Паленке являлось наличие портика с тремя, а иногда пятью вхо­дами. Они были образованы посредством возведения широких колонн. Внутри центрального задне­го помещения, которое представляло собой как бы отдельную архитектурную единицу, находилось святилище. Оно выполняло функцию по охране символа того культа, которому был посвящен храм. Маленькие помещения, которые находились по бокам от святилища, являлись кельями жрецов.

В Паленке, как и во всех других обнаруженных при раскопках дворцах и храмах майя, по обе стороны от входов на стене или колонне можно встретить подобия каменных колец. Это или ку­сок камня, вставленный в небольшую выемку, или маленький каменный же цилиндр, встроенный вертикально в пространство между двумя камнями.

Подобные приспособления служили для крепления веревок, на которые подвешивался занавес. Он выполнял функцию своеоб­разной двери и укрывал помещение от дождей и ветров, спасал от холодов. Древние зодчие майя в конструкции зданий исполь­зовали также выступающие навесы, на которых укрепляли спе­циальные карнизы. Во время ливней вода стекала по ним, минуя стены или колонны, украшенные рельефами из штука, предохра­няя их тем самым от размывания и быстрого разрушения.

Большой интерес представляет эволюция, которую совершили в градостроительстве индейцы майя. Их первые постройки, воз­веденные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вож­дей, были не чем иным, как простыми хижинами, имевшими разные размеры. Фундаментом для них в это время (IV-II века до н. э.) служили платформы различной высоты, облицованные камнем и штуком. В более поздний доклассический период (ближе к I тысячелетию н. э.) основания для зданий стали превращаться в ступенчатые пирамиды, которые создавались путем наложения одной платформы на другую. Однако даже в этот период храм, венчавший пирамиду, несмотря на то что ее основание украша­ли богатые алебастровые маски, вое же представлял собой обык­новенную хижину с пальмовой кровлей. И только в классиче­ский период развития, начиная с первых веков нашей эры, на смену пальмовой крыше при­шел каменный свод. Он полу­чил название ложной арки или майяского свода. Это архитек­турное новшество не изобрете­ние майя. Свои жилища и здания подобным образом накрывали некоторые народы Старого Света, например микенцы, на не­сколько тысячелетий раньше, чем возникли первые ростки куль­туры древней индейской цивилизации.

Майяский свод имел особенность. Он возводился путем сбли­жения стен, начиная с определенной высоты. Ряды камней при этом накладывались один на другой так, чтобы каждый последу­ющий выступал над предыдущим. Когда отверстие вверху стано­вилось совсем небольшим, его закрывали плитой. Новый свод был значительно прочнее. Ведь он строился из камня и не подда­вался, в отличие от дерева, губительному и разрушительному воз­действию влажного тропического климата. Этот тип перекрытий обеспечивал острый угол свода, большую его высоту и огром­ную массивность стен, на которые данный свод опирался. В то же время внутренний, полезный объем зданий был очень мал по сравнению с внешним. Из-за ложного свода архитектурные сооружения имели небольшую ширину помещений при до­статочной длине.

У майяского свода был еще один су­щественный недостаток. Он позволял перекрывать, в силу особенностей своей конструкции, только узкие простран­ства. Однако в отдельных случаях древ­ние зодчие все же сумели возвести такие перекрытия в могильном склепе храма Надписей в Паленке и в поперечных коридорах, разделяющих центральное здание Дворца губернатора и боковые пристройки в Ушмале. Для увели­чения внутренней площади майяские архитекторы перегородили помещение посередине продольной стеной. В центре она имела дверь. В подобной архитектурной постройке здание перекрыва­лось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним кон­цом на серединную, а другим на внешнюю стену.

В классический период майя ввели новшество в строитель­ство оснований (фундаментов) своих храмов, ритуальных зда­ний и дворцов. От использо­вания простых платформ они перешли к так называемым пирамидам. Однако в отличие от древних египтян майя никогда не стремились к достижению действительно пирамидального геометрического объема. Накладывая платформы одна на дру­гую, они получали в результате усеченную форму. На ее четы­рехгранной вершине возводился небольшой, чаше всего двух- или трехкомнатный храм. Число уступов, или членений, на кото­рое делилось тело пирамиды, могло быть самым разнообразным. От подножия пирамиды к двери святилища обычно вела длин­ная, крутая и широкая лестница. Если пирамида была очень больших размеров, то такие лестницы располагались по всем ее четырем сторонам. Конфигурация подобных пирамид обычно использовалась для возведения культовых построек на вершинах больших холмов. У народности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. По верованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали, что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться к небесам, туда, где обитают боги.

Характерным архитектурным образцом майяского храма пери­ода расцвета цивилизации (вторая половина VII века) археологи и исследователи считают известный храм Солнца в Паленке. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, которая разделена на пять этажей-ступеней. Сам храм расположен на усеченной верхушке пирамиды. Это продолговатое, небольших размеров здание, ко­торое имеет внутреннюю продольную стену. К правому и лево­му торцам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а меж­ду ними поставлены еще два прямоугольных столба. Таким образом, фасад представляет собой нечто вроде портика. Его столбы украшены штуковыми рельефами. Фасадная стена проре­зана тремя дверями, ведущими в помещение, где расположено маленькое святилище. На задней его стене помещен барельеф, изображающий маску бога солнца. Эта маска подвешена на двух скрещенных копьях. Возле них в позе поклонения изображены две человеческие фигуры. Именно эта скульптурная деталь свя­тилища дала повод некоторым исследователям назвать это зда­ние в Паленке храмом Солнца.

Плоскую крышу храма венчает кровельный гребень. Он, как и во многих других культовых постройках майя, достигает зна­чительной высоты. Гребень состоит из двух сходящихся в верх­ней части под острым углом стен, которые имеют многочислен­ные отверстия, напоминающие окна. Поверхность стен гребня покрыта богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находится изображение мифического чудовища. По утверждению специалистов, гребень не имел никакой конструктивной функции и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Храм Солнца, с точки зрения архитекторов, отличает уравновешен­ность всех его частей, благородство и простота очертаний. Это один из наиболее выразительных и впечатляющих памятников зодчества майя.

Основные черты майяской архитектуры, связанные с возведе­нием культовых сооружений, можно проследить и на примере других городских центров, существовавших в VII-IX веках, - Тикаля, Пьедрас Неграс, Ушмаля, Йашчилана, Копана, Киригуа. Различия можно обнаружить только в деталях. Так, например, храмовые пирамиды Тикаля, крупнейшего города классического периода, были очень высокими, но имели сравнительно неболь­шое основание. По внешнему виду они напоминали башни. Са­мая высокая из них - пирамида храма IV имеет высоту 45 м, а вместе с храмом и декоративным гребнем возносится более чем на 70 м. (Для сравнения - это примерная высота современного двадцатиэтажного здания.)

Майяские строители пре­красно чувствовали окружаю­щий ландшафт. Они умело располагали здания на при­родных террасах. Архитектур­ные композиции непринуж­денно и свободно вписывались в горный рельеф. Современных архитекторов поражает планировка майяских поселений. Древ­ние градостроители добивались удивительной уравновешенности отдельных частей возведенных ансамблей, их гармоничного сочетания. Важную роль играл при этом цветовой контраст построек и окружающей природы. Зодчие майя покрывали стены зданий белым или алым штуком. На фоне голубого неба или яркой зе­леной тропической растительности, окружавшей сооружения, это производило особый эффект.

Вторым основным типом архитектурных сооружений майя являлось узкое, вытянутое в длину здание. Внутри оно, как пра­вило, делилось на несколько помещений. По предположению ис­следователей, эти помещения (в археологической литературе они условно называются дворца­ми) служили жилищами для наиболее знатных членов общества и жрецов. Для их по­стройки использовались из­весть и камень. Дворцы в один или несколько этажей почти всегда возво­дились на террасе или платформе. Обыч­но здания группировались около какого-нибудь свободного пространства таким образом, что внутри комплекса оказывал­ся большой, замкнутый со всех сторон двор (или площадь). Фундамент дворца размещался на стилобате (искусственно созданном возвышении), но высота его была значительно ниже, чем у храмовых сооружений. Ярчайший пример подобной постройки - дворцовый комплекс в Па­ленке. Он представляет собой целую груп­пу зданий. Все они располагаются вокруг двух больших и двух малых дворов. Комплекс размешен на гро­мадной (104 х 60 м) платформе, поднимающейся от поверхности земли примерно на 10 м. К подножию платформы ведет лестни­ца, при помощи которой можно попасть на территорию боль­ших дворов. Каждое здание имеет продолговатую форму. Сере­дину его рассекает сплошная продольная стена, которая делит помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые лажными сводами. В одном из малых дворов разме­щена четырехэтажная, в форме квадрата башня. По мнению ис­следователей, она, возможно, выполняла функцию обсерватории. У древних майя существовал еще и третий тип сооружений. В современной археологии их именуют стадионами или здания­ми для игры в мяч. Подробное описание этой культовой игры дает в своей книге «Искусство Древней Америки» известный российский исследователь-майянист Р. В. Кинжалов: «Куль­товая игра в мяч имела ши­рокое распространение среди индейских народов Централь­ной Америки. Сущность ее состояла в том, что представители соперничавших команд должны были прогнать массивный тяжелый мяч из сырого ка­учука через большое каменное кольцо, укрепленное верти­кально в одной из стен стадиона. Игра усложнялась тем, что ладонями и ступнями ног к мячу прикасаться запрещалось - мяч мог быть послан ударом локтя, колена или туловища». Далее ученый дает характеристику сооружения: «Эти стадионы представляли собой обычно две массивные, идущие парал­лельно друг другу стены, между ними и помешалась площад­ка для игры. Зрители располагались на верхушках стен (их ширина предусматривала такую возможность)... Подняться на стадион позволяла лестница, располагавшаяся с внешней сто­роны стен».

Временем наивысшего рас­цвета классической цивилиза­ции майя современные ученые считают вторую половину I тысячелетия н. э., то есть VII-VIII века. Кроме таких крупнейших центров, а очень часто их называют в археологиче­ской литературе мини-государ­ствами, как Копан, Паленке, мощное развитие получают го­рода Киригуа, Тикаль, Бонампак, Пьедрас Неграс и многие другие.

В X веке в расселении на­родов Центральной Америки произошел целый ряд значительных изменений. Коснулись они и племен майя. По причине загадочной катастрофы, точного объяснения которой не существует и по сей день, древние города, расположенные на террито­рии Гватемалы и Британского Гондураса, - Паленке, Пьедерас Неграс, Йашчилан, Копан, Киригуа, Тикаль - были оставлены людьми, новым местом расселения майя становится в этот пери­од времени (конец IX - начало Х века) полуостров Юкатан. Прибывшие на этот полуостров тольтеки встали во главе ряда новых государственных объединений майя. Наиболее значитель­ными из них были государства с центрами в Чичен-Ице, Ушмале и Майяпане. Именно в искусстве этих центров, в особенности на памятниках Чичен-Ицы, и сказалось тольтекское влияние. Этот город был расположен на абсолютно ровной местности и представлял собой почти правильный прямоугольник длиной 3 км и шириной 1 км. Сердцем Чичен-Ицы был священный ступенчатый водоем (карстовый колодец - сенот). Именно он и дал название городу. В переводе оно означает «устье колодца Ица».

Расцвет Чичен-Ицы связан с приходом на Юкатан мексикано-тольтекских переселен­цев под предводительством их вождя Кецалькоатля (Кукулькана). По мнению А. Руса, вре­мя господства тольтеков на Юкатане было эпохой всеобщего раб­ства народа майя. Отличительной чертой архитектуры этого периода у зодчих майя является обширное применение колонн, которые очень часто оформлялись в виде туловищ пернатых змей. Это не было случайностью. Пернатая змея символизирова­ла у тольтеков их верховного бога - Кецалькоатля. В пантеон богов майя он вошел под именем Кукулькана. Именно ему был посвящен главный храм Чичен-Ицы, известный под названием Эль-Кастильо (в переводе с исп. - «кремль»).

Это архитектурное сооружение представляет собой массивную высокую пирамиду, состоящую из девяти уступов. На каждой ее стороне расположена широкая лестница, состоящая из 91 ступе­ни и окаймленная балюстрадами. Вершину пирамиды венчает храм. Он почти полностью повторяет планы древнейших майяских храмов (например, уже описанного нами храма Солнца в Паленке). Однако имеется и отличие. У пирамиды Кукулькана в середине дверного проема самого храма находятся две массив­ные колонны, изображающие туловища оперенных змей. За счет введения этих архитектурных элементов, весьма характерных для тольтеков, проем значительно расширяется и делится на три рав­ные части. Внутри храма, в святилища Кастильо, находится еще одна пара таких же колонн. Крыт храма не имеет кровельного гребня. Храм-пирамида поражает зрителя своим монументальным величием и просто­той форм. Являясь центром архитектурного ансамбля города, он виден отовсюду. В ка­кой точке Чичен-Ицы ни находился бы путешественник, в поле его зрения неизменно попадает эта грандиозная постройка.

Другое, не менее значительное строение в Чичен-Ице - храм Воинов. Это назва­ние он получил потому, что на наружных рельефах и внутренних росписях имеются многочисленные изоб­ражения воинов. Основанием для храма также служит пирамида, однако она значительно ниже, чем у Эль-Кастильо, и здесь пост­роена только одна лестница. Внутри храма имеется четыре ряда колонн, поддерживающих своды. Помимо рельефов, снаружи стены сооружения украшены геометрическим орнаментом и горельефными масками Кукулькана. Отличительной особенно­стью храма Воинов является обширная колоннада, располо­женная у подножия пирамиды со стороны лестницы. Четы­рехгранные массивные стол­бы, образующие колоннаду, также покрыты рельефами.

Большой интерес представ­ляет круглая башня Караколь (от исп. carakol - «улитка»). Свое название это строение получило из-за витой, подобно рако­вине улитки, лестницы. Это архитектурное сооружение распола­гается на двух находящихся одна над другой террасах. Его высо­та достигает 13 м. Небольшие, прямоугольной формы окна, прорезанные в толще стен, направлены на важные астрономи­ческие пункты в соответствии со сторонами света и, очевидно, помогали вести тщательное наблюдение за небом. По предполо­жению исследователей, это здание выполняло функцию астрономической обсерватории.

В другом городе Юкатана - Ушмале - майяские зодчие воз­вели такие шедевры архитектурного искусства, как пирамида Волшебника, или, как ее еще называют, пирамида Прорицателя, Дворец правителя, женский «монастырь». Эти постройки богато декорированы. В отличие от более ранних сооружений декор, представлен­ный главным образом геометрическим орнаментом и заимствованными из тольтекского искусства фигурами пер­натых змей, заполняет всю поверхность стены. Архитекторы и скульпторы майя стали применять новую технику. Очень часто фасадные стены они по­крывали своеобразной каменной моза­икой. Она представляла собой тщатель­но обработанные каменные пластины, на которые была нанесена тончайшая резьба. Археологи подсчитали, что на облицовку Двор­ца правителя пошло более 20 тысяч каменных пластин, которые были тщательно подогнаны друг к другу.

Археологам и исследователям удалось установить, что жилища простых людей являлись резким контрастом по отношению к постройкам, которые возводились для знати (жрецов, правителей городов, гражданских вождей), ритуальных и культовых це­лей, дома простых людей, как указывал в своем описании, составленном еще в XVI веке, ис­панский епископ Ланда, были «деревянные, крытые травой». Обычно такие дома распола­гались в удалении от других зданий. Они занимали небла­гоприятные в топографическом отношении места. Возводились жилища прямо на уровне земли или на платформе очень малой высоты. Основанием для дома служили каменная кладка или же просто ряд грубых, необра­ботанных булыжников. Пол в таком жилище делался из утрам­бованной земли или покрывался известью. Дом, как правило, имел прямоугольную форму, иногда его торцы закруглялись. Земледельцы и рыбаки возводили стены из деревянных кольев, плотно прижимая их друг к другу и связывая лианами. Каркас кровли покоился на четырех глубоко врытых столбах. Горизон­тально положенные балки и поперечины индейцы покрывали листьями пальмы или сухой травой. Крыша была двух типов: двускатная и четырехскатная. И в том и в другом случае она завершалась коньком. Вот как описывает внутреннее распо­ложение жилища простого че­ловека епископ Ланда: «... делают стену посредине и вдоль, которая разделяет весь дом, и в этой стене оставляют не­сколько дверей на ту половину, которую называют спиной дома, где у них кровати, а дру­гую часть белят очень искусно известью... и эта половина - приемная и место для гостей, и у нее нет двери, а вся она от­крыта на длину дома...»

Археологи установили, что большая часть домов была ориен­тирована фасадом на восток. Однако в ходе раскопок обнаруже­но, что окна домов могли смотреть и на север, и на юг, в очень редких случаях - на запад. В некоторых поселениях жилища простых людей образовывали вместе с прилегающими землями (возможно, огородами) подобие усадьбы. Она была окружена ог­радой из грубых камней, улаженных без раствора. Между дома­ми прокладывались мощеные улицы и неровные дорожки. По обнаруженным в ходе раскопок предметам домашнего обихода видно, что кухней простым людям служила небольшая деревянная пристройка, примыкавшая непосредственно к дому или стоявшая в нескольких метрах от основного жилья.

По свидетельствам, содержа­щимся в самых ранних источ­никах, народы майя хоронили мертвых «внутри их домов или за ними» и «обычно оставляли дом и забрасывали его после похорон».

Архитектура - одно из са­мых красноречивых свиде­тельств зрелости любой культуры, народа или племени. Поэтому если говорить о жи­телях Мезоамерики и, в частности, о древнейшей цивилизации майя, то ее основные градостроительные принципы отличаются строгим соблюдением пропорций. Монументальность своих по­строек зодчие майя умели подчеркнуть обилием свободного про­странства вокруг них, расположением подъездных дорог и пло­щадей. В городах майя строили не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, пло­щадки для ритуальной игры в мяч, колоннады, монументальные лест­ницы, грандиозные триумфальные арки. Многообразие архитектурных и градостроительных форм майяских зодчих значительно превосходит по своему уровню архитектуру других народов доколумбовой Америки - инков, ацтеков, тольтеков. Майя со­здали архитектуру, равной которой не было во всей индейской Америке.

По поводу характера майя­ских городов велось немало споров. Некоторые из американских археологов предпола­гали, что майяские города были лишь культовыми центрами, а из этого следует, что в них не могло проживать большое количество людей. Однако по­следние находки опровергают эту точку зрения. Известный фран­цузский ученый-майянист Поль Риве утверждает, что это были на­стоящие города, в которых проживали большие группы людей. Исследователь при этом делал оговорку: многочисленные «низшие» леди обитали не в городском центре, а в предместьях. В самом го­роде размешались дворцы, «монастыри», обсерватории, площадки для игры в мяч, своего рода залы для ритуальных танцев, широкие лестницы, великолепные дороги и, конечно же, храмы, возведенные на высоких пирамидах. На окраине городов, по мнению ученого, в маленьких домах, а точнее, даже в лачугах, окруженных садами или заборами, ютился простой люд. Число обитателей майяских городов было необычайно высоким. По предположению археоло­га Сильвануса Морли, майяские города второй категории (американские исследователи делят майяские города по количеству сохранившихся архитектурных памятников на четыре категории) насчитывали примерно по 50 тысяч жителей. К та­ким городам американисты относят 19 майяских центров, в том числе Вашактун, Кобу, Калакмуль, Накум, Паленке, Йашчилан, Эцну, Киригуа.

Население майяских горо­дов первой категории - таких, как Копан, Тикаль, Ушмаль и особенно крупного из них Чичен-Ицы, - по мнению совре­менных ученых, равнялось примерно 200 тысячам человек. В первой половине минувшего тысячелетия города майя значи­тельно превосходили по численности и плотности населения та­кие крупнейшие европейские центры, как Париж, Венеция, Лис­сабон, Прага.

Высокого уровня достигло скульптурное искусство народ­ности майя. Оно имело свои ха­рактерные черты, и его легко можно отличить от искусства других народов Мезоамерики. Однако в домайяскую эпоху ис­следователи не исключают влия­ния на искусство майя в области ваяния других индейских культур Древней Мексики, в частности прославленных создателей гигантских голов - ольмеков.

Это племя проживало на восточ­ном побережье Мексики. Обнару­женные во время раскопок предметы позволили ученым выдвинуть гипо­тезу о том, что в древние времена, возможно даже раньше, чем майя, здесь существовала какая-то весьма примечательная культура.

Скульптурные памятники ольмеков, найденные в середине 50-х годов XX столетия при раскопках в мексиканских городах Трес-Сапотес, Ла-Вента, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо (под­линные ольмекские названия этих крупных центров бывшего Ольмекона, к сожалению, не сохранились), представляют собой гигантские головы. По мнению специалистов, они отличаются реалистическими и в то же время индивидуальными чертами.

Величественность пропорций, избранная мастером, лишь под­тверждает высокий класс и уверенную технику исполнения. Ученых поразил тот факт, что ни в одном из этих ольмекских городов, а точнее, мест, где проводились культовые ри­туалы, не было своего кам­ня. Поэтому остатков храмов и дворцов в них не обнаруже­но. Большинство археологов пришло к мнению, что ольмеки доставляли базальт (твердая порода вулканического проис­хождения) для изготовления гигантских голов, больших сарко­фагов и алтарей, а также каменных стел из чрезвычайно отдаленных пунктов. Лишь спустя некоторое время исследова­тели выяснили, что строительный материал вырубался ольмеками в вице плит весом от 20 до 60 т из массы застывшего вулкана, который известен в наши дни под названием Сан-Мартин-Пахапан. Удаленность его от центров ольмекского культа, то есть от места проведения ритуалов, где были об­наружены предметы, составляет 125 км. Можно предположить, ка­ких трудов стоило представителям древней цивилизации доставить эти блоки к местам поклонения своим божествам. Ведь ни одно из доколумбовых индей­ских племен не имело ни ма­лейшего представления о повозках и уж тем более не знало тяглового скота. По версии ученых, многотонные блоки переправлялись на плотах: сначала по морю, а затем по реке Тонала. Большинство исследо­вателей пришло к выводу о том, что эти изваяния имели культо­вое назначение. Свидетельством являются небольшие чашеобраз­ные углубления на головах статуй, которые, по всей видимости, служили вместилищами для жертвенной крови.

Самая большая из скульптур обнаружена в городе Ла-Вента. Сна имеет высоту 2,5 м и весит более 30 т. Монумент изобража­ет голову юноши с широким и как бы сплющенным посередине носом, большими толстыми губами и миндалевидными глазами, которые прикрыты тяжелыми веками. На голову юноши надет плотно прилегающий шлем с наушниками. Его верхнюю часть украшает рельефный узор, Археологи сразу отметили интересный факт: вокруг этого изваяния и подобных ему не было обнаружено при раскопках никаких других скульптурных фрагментов тела. По этому поводу существует твердое убеждение исследовате­лей в том, что ольмекские ваяте­ли первоначально задумывали создание скульптуры совершенно без туловища. Установлено, что материалом для памятника послужила огром­ная базальтовая глыба. Из нее и был изготовлен монумент.

К числу интересных памятников ольмекской культуры относятся ал­тари. Они представляют собой укра­шенные рельефами монолиты, кото­рые служили, очевидно, площадкой для жертвоприношений. Особый ин­терес вызывает у археологов монументальный алтарь, также обнару­женный в Ла-Венте. Скульптура изготовлена из серо-зеленого базальта. На передней стороне высечено горельефное изображе­ние мужской фигуры (около 1 м в высоту), появляющейся из глубокой ниши. При более детальном изучении монумента можно обнару­жить, что эта ниша не что иное, как раскрытая пасть ягуара. Атрибутика эле­ментов одежды, головной убор, украше­ния позволяют сделать вывод о том, что это или верховный жрец, или прави­тель. На слегка вытянутых вперед ру­ках персонажа покоится мертвое тело ребенка. Исследователи и археологи считают, что на этом алтаре запечатлена какая-то торжественная религиозная церемония. Вероятнее всего, она связана с куль­том подземных богов. Служение этому культу требовало, чтобы в жертву прино­сились дети.

Еще один из замечательных образцов ольмекской круглой скульптуры хранится в настоящее время в одной из частных коллекций памятников искусства в городе Мехико. Это небольшая базальтовая ста­туя изображает сидящего с поджатыми но­гами и слегка наклоненным вперед туловищем человека. В кругу специалистов принято считать, что в скульптуре запечатлен иг­рок в мяч. В этом произведении ольмекскому ваятелю удалось правдиво и жизненно передать пропорции тела, его динамику, сосредоточенность и внимание на лице. Исследователи по праву относят этот памятник к одному из наивысших достижений всей древнеамериканской скульптуры.

Ольмекские скульпторы известны также как оригинальные ма­стера мелкой пластики. Во время раскопок было обнаружено несколько небольших по размеру статуэток, изготовленных из различных минеральных пород камня: нефрита, серпентина, жа­деита. Характерной чертой этих изделий является непропорцио­нальная крупная голова с большим ртом и толстыми нижней и верхней губами, напоминающими пасть хищного зверя. По мнению исследователей, это фигурки какого-то ольмекского божества, связанного с культом ягуара. Одна из таких статуэток, изображавших ягуароподобное существо, хранится в Государ­ственном Эрмитаже. Исследователи считают, что ягуар был основной темой ольмекских изваяний и, безусловно, являлся главным персонажем весьма развитого культа. Вероятнее всего, представители этой древнейшей цивилизации отождествляли себя с этим коварным и сильным зверем.

Описанные памятники ольмекской скульптуры дают представле­ние о том, что в этом виде искусства предшественники майя были более примитивны в трактовке тем. В целом же ольмекские мастера ваяния не уступали по уровню майяским скульпторам, а в некото­рых случаях (например, в изображениях лиц, исполненных с боль­шой реалистичностью) даже превзошли их.

Скульптура майя

Общие сведения

Если архитектура дает нам достаточно информации о структуре общества, в котором она зародилась и развилась, то пластические искусства, в особенности скульптура, позволяют нам яснее понять и глубже проникнуть в различные сферы общества майя. Пластические искусства дают нам серию достоверных образов, через которые раскрывается панорама жизни того общества.

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Скульптура На рис. 6.36 приведена великолепная «античная» бронзовая скульптура Вакха, найденная при раскопках Геркуланума, недалеко от Помпеи.На рис. 6.37 представлена замечательная «античная» бронзовая скульптура Александра Македонского, тоже обнаруженная в

автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Скульптура Ифе В 1897 году английские солдаты захватили город Бенин и начали набивать свои вещевые мешки экзотическими сокровищами. Так мир узнал о знаменитой бронзе Бенина. Примерно в это же время кладоискатели и авантюристы наводнили междуречье между Лимпопо и

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Скульптура В начале III тыс. до н. э. в Шумере получила распространение мелкая скульптура, чаще всего имеющая культовый характер. «С точки зрения стиля, очень условно, – подчеркивает И.М. Дьяконов, – мы можем объединить дошедшие до нас памятники скульптуры в две основные

автора Куманецкий Казимеж

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СКУЛЬПТУРА На смену величавости, достоинству, серьезности изобразительного искусства V в. до н. э. пришли в поздне классический период иные идеалы. Не выражение политических идей, но чисто эстетические потребности стали определяющими в работе скульпторов IV в. до н. э.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

СКУЛЬПТУРА Если в классическую эпоху развитие пластики прослеживается лучше всего по работам аттических мастеров, то эллинизм вывел на передний план новые центры скульптурного творчества, в первую очередь Пергам, Александрию, Родос и Антиохию. Местные школы заметно

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Скульптура Иначе дело обстоит в области скульптуры. В этой области сохранилось наибольшее количество ценных и интересных свидетельств. Следует помнить, что скандинавы вообще были мастерами обработки дерева, и их достижения - например, корабль викингов - до сих пор

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Скульптура Больше чем об архитектуре и живописи, мы знаем о скульптуре, так как нам известны несколько памятников, хотя и немногочисленных, которые с большей долей вероятия можно отнести к славянской скульптуре языческого периода. Кроме того, имеются исторические

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Скульптура Достижения, хотя, в общем, меньшие по сравнению с живописью, имела скульптура. И в скульптуре с успехом велась борьба за преодоление академических канонов, за реалистическое национальное искусство.Выдающимся скульптором вошёл в историю XIX в. М. О. Микешин

Искусство и архитектура

Живопись

Древние майя оставили прекрасное наследие из произведений искусства и архитектуры. И хотя живопись, вероятно, не являлась тем видом искусства, где они особо преуспели, развивая высказанные в предыдущей главе мысли, о ней следует сказать особо. Майя использовали живопись главным образом в своих книгах. «Бумагу» для них изготавливали из коры фигового дерева, которую измельчали, толкли и придавали ей необходимую плотность. Затем из нее делали длинные полотна, ширина которых достигала 8-12 дюймов. Их складывали таким образом, чтобы получались страницы шириной в 3 или 4 дюйма, и на эти страницы наносили рисунки с обеих сторон. Для придания поверхности гладкости бумагу покрывали известковой побелкой. Рисунки в дошедших до нас рукописях, очевидно, делались с помощью тонкой кисточки, преобладающими цветами являлись черный и красный, хотя встречаются зеленый, желтый и коричневый. В Дрезденском кодексе качество рисунков превосходно, но в других книгах они выполнены не столь тщательно.

Образцы живописи майя встречаются на гончарных изделиях, на произведениях из камня и даже на украшениях из нефрита. Однако большая часть живописных произведений, по всей видимости, подверглась разрушительному воздействию влажного тропического климата Центральной Америки и не сохранилась. Поэтому тем большую ценность представляют чудом дошедшие до нас образцы настенной живописи в Бонампаке. Они находятся в трех залах, обнаруженных лишь в 1946 году. Эти залы расположены в здании, длина которого составляет сорок четыре, а ширина почти тринадцать футов, его стены, сужаясь кверху, образуют конусообразный потолок, расположенный над полом на высоте в шестнадцать с половиной футов. Все стены покрыты превосходными фресками, запечатлевшими яркие сцены из жизни майя, в частности связанные с военными походами. На них изображены сцены битв и последующего триумфа победителей, пыток пленных, танцев под музыку, заседаний совета и резко контрастирующие с ними сцены из домашней жизни. Существует мнение, что фрески представляют собой своеобразную запись об одном из победоносных военных походов или о событиях царствования какого-то воинственного вождя.

Фрески в Бонампаке очень красочны, фигуры людей на них выглядят реалистично, а уровень художественного мастерства произведения в целом весьма высок. Они напоминают собой живописные изображения на египетских гробницах, но фигуры людей на них более естественны, а художественные образы отличаются меньшей условностью. Обладая несомненными художественными достоинствами, рисунки дают еще и возможность почерпнуть много ценных сведений об одежде, обычаях и других сторонах жизни майя.

Фрески писались прямо на штукатурке, толщина которой составляет примерно два дюйма. По утверждению фон Хагена, штукатуры и художники работали вместе, причем художник наносил рисунки на штукатурку, пока та еще не высохла. «Все три зала, по всей видимости, были расписаны за 48 часов», – писал он. Сопровождающие рисунки иероглифы до сих пор не расшифрованы, но когда-нибудь, возможно, они расскажут нам о том, что на них изображено.

Из всего обнаруженного на сегодняшний день живопись в Бонампаке является примером наивысших достижений искусства майя, но существуют и другие достойные внимания образцы во многих местах, самые ранние из которых находятся в городе Вашактун. Вполне вероятно, что большая часть скульптурных произведений майя, в особенности многочисленные рельефные изображения, первоначально расписывалась красками.

Из книги Танатология - наука о смерти автора Рязанцев Сергей Валентинович

Из книги Этруски [Быт, религия, культура] автора Макнамара Эллен

Из книги Ханаанцы [На земле чудес ветхозаветных (litres)] автора Грэй Джон Генри

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Глава 13 ИСКУССТВО ИСТОКИ Нельзя отрицать существования и процветания искусства и культуры финикийцев, но когда мы пытаемся выделить их произведения, то сталкиваемся со множеством трудностей.К концу бронзового века на Левантийском побережье и во внутренних районах

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

Из книги Армяне [Народ-созидатель (litres)] автора Лэнг Дэвид

Глава 10 Христианские архитектура и искусство Подобно урартам, армяне, населяющие одну из самых живописных стран на свете, обладают сильнейшим эстетическим чутьем. На протяжении веков их искусство и архитектура сочетают в себе красоту и полезность. Домашняя керамика и

Из книги Нубийцы [Могущественная цивилизация древней Африки (litres)] автора Шинни Питер

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Из книги Жизнь в Древнем Египте автора Эрман Адольф

Из книги Эстетика отцов церкви автора Бычков Виктор Васильевич

Глава IX ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Мы настолько привыкли считать границы между различными видами искусства чем-то само собой разумеющимся и естественным, что многим читателям покажется странным, что в египетском искусстве мы лишь до определенной степени можем

Из книги Человек и Церковь. Путь свободы и любви автора Чаландзия Этери Омаровна

Глава VIII. ИСКУССТВО От художника и творческого акта внимание Августина регулярно переключается и на результаты творческой деятельности - произведения искусства, сами искусства.Следует вспомнить, что античность, а вслед за ней и Средние века наделяли термин «искусство»

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 7 Искусство и религия Без сомнения, искусство выросло из религиозного сознания. И даже самые ранние его формы – языческие и античные – наполнены пониманием мира как творения Божьего. В основе искусства, так же как и религии, лежит попытка познать Бога и человека. В

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Глава 1. Устройство православного храма. Церковная архитектура: ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие