Деревня аромашево свердловская область. Расписные избы в арамашево

Старинное уральское село Арамашево раскинулось вдоль берегов реки Реж, среди лесов и скал почти 4 века назад.

А 200 лет назад сюда пришли из Сибири первые маляры-художники, которые стали украшать незамысловатой росписью избы уральцев.

Со временем эти рисунки исчезли, их почти не осталось в старинных уральских селах. Поэтому находка в селе Арамашево стала по-настоящему ценна и любопытна не только историкам и искусствоведам, но и всем нам. Ведь теперь здесь создан музей, который словно машина времени, переносит нас в те далекие времена.

Но стало это возможно исключительно благодаря стараниям бывшего учителя русского языка и литературы, бывшего директора Арамашевского краеведческого музея, а ныне создателя и хранителя проекта «Уральские избы» Реутовой Вере Васильевне и ее сподвижникам.

Шесть лет назад в Арамашево, в уже почти готовых к сносу избах, были обнаружены за обоями и штукатуркой старинные росписи. Подобные мы видели в . Только в избах, которые были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные.

Потребовалось несколько лет, чтобы восстановить и привести в должный вид две горницы и подворье. Теперь же это невероятно уютное, душевное место, откуда не хочется уезжать.

Внешний облик крестьянского дома на Урале был предельно прост: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

У более зажиточных крестьян было принято строить две избы под одной крышей — зимнюю и летнюю. Их еще называли горницы.

В летней избе пол был земляной, печки не было, а на чердаке обычно устраивали сеновал. В таком доме было прекрасно укрываться от летнего зноя.

Зимняя изба — с большой русской печью, маленькими окошками строилась так, чтобы хранить тепло долгими зимними ночами.

Люди здесь жили зажиточные. Мало того, что две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом.
Роспись эта смотрится топорно, неуклюже, тем не менее, и сто и двести лет назад хозяева платили высокую цену за подобную «красоту» в избе.

Обычно крестьяне могли позволить себе расписать двери, потолок или небольшой простенок. В Арамашевских избах роспись повсюду, а это значит, что жили здесь люди зажиточные и не скупые.

Справка: за 16 кг муки или зерна — расписать можно было только дверь. Хозяин этого дома отдал около 2-х мешков муки — по тем временам несметное богатство.

Декоративная домовая роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного творчества. Здесь очень много символических знаков, которые можно читать, как книгу.

На экскурсии вам расскажут о значении птиц, цветов, плодов в росписи. О том, как наши прадеды относились к семье, к домострою. Каждое место в доме имело свой сюжет, и что любопытно, расписывалось с разным старанием.

Помимо росписи и ее сюжетов, Вера Васильевна раскроет тайны деревенского дома. Она часто возвращается к своему прошлому: рассказывает про сурового деда и бабушку, которая баловала внуков сахарной головой, про то, как девчонкой куталась в лоскутное одеяло и слушала бабушкины сказки.

Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево, старую мебель, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей.

Душевно здесь очень. Из многих мест на Урале здесь по-настоящему тепло и уютно. Сюда нужно обязательно ехать, пока не превратилось это место в коммерческий проект.

Пока живы те, кто живет и дышит своей работой, кто по-настоящему верен своему делу.

PS В музейной экспозиции «Избы с уральской росписью XIX века» проводят мастер-классы, экскурсии, встречи, посиделки с пирогами и вкусным чаем.

Село Арамашево простирается вдоль левобережья реки Реж в лесистой местности. На его территории возвышаются скалы с поэтичными названиями, в частности Шайтан-Камень, Шуриков-Камень, Мамин-Камень. Населённый пункт находится вблизи устья левого рукава Шайтанки.

Почти 4 километра разделяют Арамашево от железнодорожной станции Самоцвет, расположенной на линии, соединяющей Каменск-Уральский с Нижним Тагилом. Рядом с селом, к северу от него, проходит автотрасса, идущая от Алапаевска .

История

Село было основано как Аромашевская слобода. По одной из версий её название произошло от слова «арамэ». В переводе с башкирского языка оно звучит как «место у речного берега, поросшего густым кустарником». По другой - от ромашки, растущей на местности, где позже была основана слобода.

В 17 столетии сельчане в основном занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы. Её поставляли в близлежащие города, а также остроги, находящиеся в пределах Северной Сибири.

Первоначально Аромашевская слобода выполняла функцию форпоста, защищая подступы к русским рубежам от воинствующих кочевников. Одновременно местные жители занимались освоением свободных земель для возделывания сельскохозяйственных культур.

На рубеже 19-20 столетий кроме выращивания пшеницы, сельчане занимались перевозкой железной руды и дров. Они предназначались для снабжения Нижне-Тагильского и Алапаевского заводов.

Со временем этот род деятельности стал неактуален, поскольку были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии местного значения. В советскую эпоху на территории села функционировал одноимённый совхоз.

Достопримечательности

В бывшем купеческом доме, датированным 18 столетием, расположен краеведческий музей. Создан был по инициативе учителей сельской школы. Музей объединяет пять залов - природы, истории, боевой и трудовой славы, народных ремёсел, истории местной школы.

Церковь Казанской Божией Матери, расположенная в селе, была возведена в 1800 году. Ее построили после того, как сгорел деревянный храм, датированный 17 столетием. В конце 1920-х годов церковь закрыли. Ее колокол был снят и сброшен в воды Реж. Вновь она стала действующей после проведения восстановительных работ в период с 2005 по 2011 годы.

«…и ходили по уральским домам сибирские маляры и предлагали разрисовать стены, двери и потолки деревенских изб. Хочешь, хозяин?»

Я впервые узнала, что на Урале были такие традиции. Село Арамашево . Бывшая учительница русского и литературы Вера Васильевна Реутова сначала относила свою пенсию на восстановление храма. А затем, в самые сложные 90-е года, когда разорялся совхоз и деревенские мужики спивались, начала вместе со своим мужем и детьми восстанавливать деревенское наследие — избу с уральской росписью — на свои скромные сбережения.

Копеечные пенсии двух учителей и огромное созидательное чувство «сохранить для детей» это историческое расписное богатство XVI-XVII веков. Небольшой домашний комплекс недалеко от называется «Уральских изб Душа живая» . Удивительно, как люди стараются сохранить и познакомить нас с традициями и ритуалами, что были свойственны уральской глубинке.

Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы и забавные конкурсы, лишь бы привлечь сюда побольше народу, особенно детишек, что бы они начали гордиться своими народными корнями. Посмотрите на улыбки этих нарядных девчонок, которые с большой радостью включились в восстановление семейных ритуалов. А сколько счастья в глазах нарядных взрослых?!

Мы узнали об этом душевном благодаря Наталье Беленковой и путеводителю по Свердловской области от Дома книги . Как здорово, что можно путешествовать не только во время длительных отпусков, но и на протяжении дня по родным просторам!».

Автор текста: Лилия Патрушева


«Уральских изб Душа живая»: история создания

Как появился домашний музейный комплекс рассказала Реутова Вера Васильевна :
«Несколько лет назад в Арамашево , в избах, которые собирались сносить, вдруг, за обоями и штукатуркой были обнаружены старинные росписи. Подобные тем, что можно увидеть в . Только там избы собирались с окрестностей и были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные. Это было настоящее чудо.

Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок две комнаты и подворье. И в старую избу словно вернулась душа. Структура крестьянского дома на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей - зимнюю и летнюю. Их называли горницы. Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки — все для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими темными зимними ночами.

Люди в воcстановленных домах жили зажиточные. Они не только две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом. Может быть, кому-то кажется, что роспись эта смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни длинных уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы.

В зависимости от достатка в избах расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В Аромашевских избах роспись повсюду, люди жили здесь зажиточные и не скупые».

Сколько же стоила такая роспись? По словам Веры Васильевны 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери. Скорее всего, хозяин этого дома отдал больше 2-х мешков муки - по тем временам большое богатство.

Если Вы соберетесь с экскурсией к Вере Васильевне, то она вам раскроет тайны деревенского дома. В своем рассказе экскурсовод часто возвращается к своему прошлому: веселые истории про сурового деда и бабушку, которая баловала своих внуков нехитрыми игрушками и сладостями. Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево , мебель возрастом 200 лет, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей. Вы научитесь делать обереги, поучаствуете в мастер-классе и отличных фотосессиях.

По утверждению В. Шишонко, («Пермская летопись» 1884 года) время основания села Арамашево относится к 1631 году. Поселенцы облюбовали место на высоком берегу реки Реж, так как оно было надежно защищено от набегов кочевников.

Существует несколько версий о происхождении названия села. Одна из них заключается в том, что «ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село действительно находится на границе башкирских и вогульских земель.

В свою бытность Арамашево выполняло важную военно-стратегическую функцию в слободе как пограничная крепость – старинный архитектурный ансамбль Арамашевского острога.

Расселение русских на Среднем Урале происходило с севера на юг, т.к. на южных территориях более организованные аборигены (татары и башкиры) оказывали переселенцам большое сопротивление. Продвигаясь с севера от Верхотурья вдоль восточного склона Уральских гор, русские закрепляются вдоль рек. Сначала возникали слободы с деревянными крепостями, а вокруг них уже начинали селиться крестьяне, появлялись деревни.

На реке Реж в XVII веке были поставлены крепости в Арамашевской и Аятской слободе. Реконструированная башня Арамашевского острога представлена в музее Нижней Синячихи. Так как южный берег реки Реж был «враждебным», преимущественно поселения обустраивались на северном берегу. Эта «пограничность» сохранила свой след до нашего времени: по среднему и нижнему течению реки Реж весь северный ее берег хорошо заселен и распахан, южный же – почти сплошь покрыт лесом.

Первые в литературе описания реки Реж и обитателей ее берегов сделали дипломаты, направленные Петром I в 1692 году в Китай. Авторы «Записок о русском псольстве в Китай» - руководитель посольства Идес и его помощник Брандт. Идес записал следующее: «мы проследовали вдоль реки Режи до слободы Арамашевой и оттуда до Невьянского острога. Это путешествие доставило мне величайшее наслаждение, так как по пути встречались прекраснейшие луга, леса, реки, озера и самые плодородные и прекрасно обработанные поля». Адам Брандт, чьи «Записки» были опубликованы в 1698 году, на шесть лет раньше «Записок» Идеса, также оказался благосклонен к нашим краям: «13 июня прибыли в другую слободу, под названием Арамашево на реке Реж, которая нам очень понравилась». Далее он удивляется благополучию, природными красотами режевской земли, делает вывод: «Было так красиво, как я вряд ли когда-нибудь в жизни видел».

Мамин камень. У села, выше по течению реки, на левом берегу Режа, возвышается скала, на которой, по преданию, во время своего похода и остановки в Арамашево в 1878 году, любил подолгу сидеть и заниматься творчеством знаменитый уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Позднее местные жители прозвали безымянный камень в честь своего известного земляка.

Мамин камень. Фото Игнатьевой Марии июль 2016 г

Шайтан-камень находится на противоположном берегу реки Реж, напротив села Арамашево. Представляет собой большую скалу, около которой, по преданию, обитали таинственные привидения. По ночам блуждали огоньки, и во время дуновения ветра раздавались странные звуки. Пугающие людей. Так и прозвали скалу Чертов или Шайтан-камень.


Шайтан-камень


Завал одного из ходов пещеры в скале Шайтан-камень

Фото Игнатьевой Марии, июль 2016 г

В стародавние времена близ реки Реж, тогда полноводной и судоходной, в одном большом селении жили по соседству две семьи. В зажиточной рос крепкий паренек Фрол, а в бедной избушке с престарелой бабушкой сиротой подрастала юная Дуняша. Вместе росли, дружили, ходили в лес по ягоды, пасли уток и гусей и далеко за околицей встречали скотину с пастбища.

А на шестнадцатую весну Дуняша так расцвела, что стала признанной сельской красавицей.

Фрол на Троицу подарил сердечной подружке цветной полушалок и признался в любви. Обещал, что скажет отцу о своем желании. Но у хозяина на сына были другие думы. В соседнем селе у богатого мельника засиделась дочь в девках. И не беда, что не красавица, ведь приданое за ней хорошее полагалось. Вот и сговорились мужики детей оженить и хозяйства свои укрепить.

Осенью, как только убрали богатый урожай, отец приказал Фролу запрягать лошадей да вместе с ним ехать сватать мельникову дочку. Не ослушался Фрол строгого отца. А накануне свадьбы пришел к Дуне повиниться и попрощаться. Обнялись они у двух сплетенных навечно сосен - народная молва окрестила их соснами любви - и разбежались, дабы не гневить грозного отца.

Такие были времена, такие нравы.

Дуня горько печалилась и терзалась, не спала всю ночь, а на рассвете выбежала прочь из избы, только полушалок на плечи накинула. Бежала без оглядки сквозь черный лес, казалось, что ветки, как змеи, жалили ее, никакие силы не могли удержать разбитого девичьего сердца.

Фото Игнатьевой Марии, июль 2016 г

Услышав вдали рокот старого Режа, туда устремилась Дуня, взбежала на утес, взмахнула платком и ухнула в черные воды...

Крестьянка, полоскавшая поутру белье на реке, видела лишь промелькнувший в бурном потоке яркий Дунькин полушалок...

Было это так или совсем иначе - не знаю. Но моя душа, увидев Дунькин камень, сложила вот такую трагическую историю. И, вернувшись в санаторий "Самоцвет", где мы отдыхали этой осенью, приметила уже убранную клумбу, (о, чудо!) зацветшие в зиму осенние розы словно светлую печаль по короткой Дунькиной судьбе.

С. Семенова (Статья о Боровихинском камне от 13 октября 2013 г. Газета "Алапаевская искра", Вечерний Алапаевск №44)

Церковный камень. Место основания Арамашевской слободы..В 1631 г. крестьяне-переселенцы возвели первые строения:острожные укрепления от набегов кочевников,деревянную церковку и житницы государевы..Бытует мнение,что облюбовали это место не случайно..здесь были остатки поселения,основанного в 1580-е отрядом казаков,участвовавших в походе Ермака.В 1800 году на месте не раз горевшей деревянной церкви был выстроен и освящен(также в честь Казанской иконы Божией Матери,что и прежние..)каменный храм с приделом в имя архангела Михаила..Более 120 лет раздавался чудный благовест,окрыляя людские души..Здесь были крещёны,венчаны,отпеты несколько поколений моих предков:Мироновы,Доронины,Телегины..,но вот.. в 1929 церковь закрыли..колокол был сброшен в реку,колокольню сломали "на кирпич" В храме открыли избу-читальню,клуб,в 1936-Дом культуры..Большой ущерб храму нанес пожар в 1970-м..затем годы запустения.В 1996 г. собирается православная община,а в 2005 началось восстановление святыни..и 21 июня 2012,в престольный праздник Казанской иконы Богородицы впервые за много лет состоялось богослужение!

В Арамашево несколько уникальных и таинственных мест. Так в районе села существует пещера, которая состояла из трех ходов, по крайней мере, два из них протянулись на несколько километров. Одна из пещер находилась в скале Шайтан (в середине XX века была взорвана и завалена). А таинственный ход из церкви проходил через весь Церковный камень и имел выход на берег реки Реж. Именно этим путем спасали стариков, женщин и детей во время набегов кочевников.

Село уникально по своему месторасположению. Арамашевские окрестности изумляют и очаровывают своей красотой. На территории села сохранилось немало достопримечательностей – старинных исторических зданий.


Дом купца Загайнова (кирпичное здание конца XIX века). Сейчас в нем располагается краеведческий музей.


Здание земской школы (1910 года) уже больше 100лет используется по своему прямому назначению.


Одна из самых древних достопримечательностей – крестьянская изба XVIII века. Даже в полуразрушенном виде она впечатляет.


В селе чтят тех односельчан, что погибли в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В память о них установлены два обелиска. Один находится в логу «Постная Редка» на месте расстрела и захоронения красных партизан в августе 1918 года.


А в центре села высится монумент в честь тех, кто погиб в огне Великой Отечественной войны. На обелиске, установленном в год 40-летия Победы, числится более трехсот имен. Село Арамашево знаменито и тем, что оно – одно из немногих, где жили два Героя Советского Союза: Михаил Никонович Мантуров и Иосиф Михайлович Бельских, получивших Золотую Звезду Героя в годы Великой Отечественной войны.



(А.И. Пономарев, выпускник Арамашевской школы 1955 года,

доктор физико-математических наук, профессор Уральского отделения РАН)



Арамашевская церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, стоящая на Церковном камне

Аромашевское село (2 благочиние) Верхотурский уезд, отстоящее от Епархиальнаго города в 122 верстах, находится на левом берегу реки Реж.

Название свое село получило, вероятно, от травы Ромашки (Anthemis tinctoria), в изобилии растущей не только близ самаго села Аромашевскаго, но далеко за пределами его по направлению к югу, в местности, принадлежащей в прежнее время также к Аромашевскому приходу и ныне носящей почти тоже самое наименование (Аромашковское село, Екатеринбургскаго уезда). В прежнее время Аромашевское село, находясь на почтовой (ныне уже упраздненной дороге) из Екатеринбурга в Верхотурье, представляло собою довольно значительный пункт и называлось слободою.

Аромашевская слобода было одним из самых старых русских поселений в зауральской части нынешней Пермской губернии, будучи основана в 1631 году с целию развить хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири. Слобода эта была причислена к разряду так называемых пашенных слобод. В 1655 – 1658 году в слободе сооружены были укрепления для защиты от калмыков, нередко делавших набеги на те места. Около церкви и государевых житниц поставлен был острог рубленый, в вышину тот острог две сажени «печатных» да и башни рубленыя четвероугольныя с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая, а в вышину те башни от земли до облаков 3 сажени печатных, а в них по два моста.» Сюда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от воровских и неприятельских людей, не имевших огненнаго боя (т. е. огнестрельнаго оружия), а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии же, когда завелись южные новыя слободы по рекам Пышме, Исети, Багаряку, Тече и Миассу, положение Аромашевской слободы сделалось безопасным, и укрепление в ней не стали вовсе поддерживать. На земле, отведенной в пользование Аромашевской слободе, находилось много селений, которыя в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казенным заводам.

Каменный двух-этажный храм села, расположенный на возвышенном скалистом берегу реки Реж, построен в 1800 году существовавший до того времени деревянный храм был истреблен пожаром. Главный храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный – во имя святаго Архистратига Михаила.

В главном храме в 1885 году устроен новый иконостас, а прежний уступлен был для вновь устроенной церкви Бичурскаго села Ирбитскаго уезда.

Ежегодно 8 июля в день храмоваго праздника совершается из храма крестный ход к памятнику, поставленному на месте св. престола в бывшем деревянном храме. Прихожан ныне числится 1556 м. и 1685 ж. пола.

Главным занятием их служит хлебопашество; ремесл и кустарнаго производства среди них нет; свободное же от занятий хлебопашеством время они употребляют на более или менее выгодныя для них заводския работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок. В составе прихода входят следующие деревни: Комкова в версте, Кулига в 3 верст. и Катышка в 4 верст. В деревне Катышке есть деревянная часовня в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, устроенная в 1893 году. В селе есть начальное смешанное училище, основанное в 1871 году, а в деревне Катышке – смешанная школа грамоты, открытая в 1898 году и помещающаяся в собственном здании.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

В. Реутова - о восстановлении ц-ви Арамашево


Вера Реутова, педагог из села Арамашево Свердловской области.

Восстановила краеведческий музей и храм Казанской иконы Божией Матери:

«В село Арамашево я приехала в 1981 году. По профессии я учитель русского языка и литературы с тридцатилетним педагогическим стажем. Я очень любила свою работу, детей, ведь дети – самые благодарные слушатели, они как губка впитывают все, что ты им даешь. После окончания педагогической деятельности мне поступило неожиданное предложение – заняться совсем другим видом деятельности. Глава администрации предложил возглавить краеведческий музей, который на тот период (2003 год) переходил из статуса школьного в муниципальный.

Музей переезжал в старинный купеческий особняк. Здание было в это время неотапливаемым и полуразрушенным. Но это меня не испугало, хотя в селе Арамашево на тот период вместе с базовым хозяйством (совхоз «Арамашевский») была разрушена почти вся социальная сфера. Объединив односельчан, в том числе и своих бывших учеников, я создала на базе музея семейный клуб «Берегиня», в котором насчитывалось до 50 человек. Мы изучали народные традиции и ремесла, общались, делились своими мыслями, знаниями, умениями, дружно благоустраивали особняк. В работе нам помогал мой супруг Николай Ильич (тоже педагог – учитель труда). Совместными усилиями мы превратили старинный купеческий особняк в прекрасный музей с шестью залами, кухней и очень уютной гостиной. Там мы стали проводить не только экскурсии, но и народные праздники, мастер-классы, игровые программы, встречи. Этот особняк стал сердцем села. Арамашевский музей был удостоен золотой медали в номинации «За волю к жизни» по итогам конкурса «Евразия-Музей года 2006». Это высокая оценка и было очень приятно.

Одна из таких встреч в музее, который к этому времени стал местом духовного общения разных поколений, привела меня к мысли обратить односельчан к судьбе многострадального Храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который к тому времени уже несколько десятков лет стоял в разрушенном состоянии. Я подумала – а почему бы не подарить новую жизнь этому уникальному строению? На первый субботник после моего объявления собралось 63 человека. Пришли все – от мала до велика, самому юному участнику было три годика, самому старшему – 80 лет. Так вокруг Храма создалось в 2005 году новое сообщество арамашевцев, мечтающих о его возрождении. Очень помогал энтузиастам в те трудные безденежные времена дачник из Екатеринбурга – Виталий Валерьевич Шлыков. Рабочие руки в селе нашлись, а вот цемент и кирпич доставлялся благодаря этому доброму человеку..."


Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери возведена на одном из красивейших мест села - Церковном камне. Он же считается местом основания Арамашевской слободы.

В 1631 г. крестьяне-переселенцы возвели первые строения: острожные укрепления от набегов кочевников, деревянную церковку и житницы государевы. Бытует мнение, что облюбовали это место не случайно: здесь были остатки поселения, основанного в 1580-е отрядом казаков, участвовавших в походе Ермака. В 1800 году на месте не раз горевшей деревянной церкви был выстроен и освящен (также в честь Казанской иконы Божией Матери, что и прежние) каменный храм с приделом в имя архангела Михаила. Более 120 лет раздавался чудный благовест, окрыляя людские души. Здесь были крещены, венчаны, отпеты несколько поколений предков каждого из жителей Арамашево: Мироновы, Доронины, Телегины, десятки других фамилий. В 1929 году церковь закрыли, колокол был сброшен в реку, колокольню сломали "на кирпич". В храме открыли избу-читальню, клуб, в 1936 году - Дом культуры. Большой ущерб храму нанес пожар в 1970-м. затем - годы запустения. В 1996 г. собирается православная община, а в 2005 началось восстановление святыни. И 21 июня 2012 года, в престольный праздник Казанской иконы Богородицы, впервые за много лет состоялось богослужение!

Со слов жительница села Н. Яриновской, (Аксеновой): "Последним священнослужителем был помощник благочинного отец Николай Дягилев и псаломщик М.Павлов".


Вера Васильевна продолжает свой рассказ: "Я съездила в Екатеринбург, нашла там единомышленников (в частности, ректора Архитектурной академии Александра Старикова). Они помогли нам провести технический осмотр храма. В осмотре принимал участие известный профессор. Уже через полгода был отреставрирован правый придел во имя Архангела Михаила. Первая служба в нем (спустя почти 80 лет) состоялась 7 января 2006 года. Я нашла и батюшку Моисея, который вместе с братьями из монастыря Новомученников Российских совершил эту службу. После этой благодатной службы в храм возвратились друг за другом чудесным образом спасенные в 30-е годы две иконы: Иоанна Богослова и Пантелеймона Целителя. И благодаря людям, которые поверили мне и пришли на помощь, сегодня, спустя 10 лет, старинный арамашевский храм не только восстановлен – он действующий! В нем регулярно совершаются службы, проходит крещение детей и взрослых, венчание, отпевание и другие требы.


Благодаря красивейшему месту расположения (Храм стоит над рекой Реж, на скале, прозванной Церковным камнем, высотой 43 метра) он является притягательным для экскурсантов и паломников. Для того, чтобы содержать и реставрировать храм, я решила приглашать сюда экскурсии. Для этого я собрала богатейший материал о его истории, и сегодня на эти экскурсии едут не только из Свердловской области, но и из Твери, Самары, Москвы и даже из-за рубежа. Побывали в Арамашево голландцы, французы, немцы, гости из Австралии и Новой Зеландии. Мне очень приятен интерес к нашей церкви и нашему населенному пункту.



У подножия Церковного камня находится еще одно наше детище – это старинный (восстановленный в 2004 году) родник «Крещенский» с удивительной историей и святой водой. Меня поддерживают в моих начинаниях мои бывшие ученики, один из них помог материально, когда я решила из старого, брошенного здания больницы устроить Дом паломников. Сегодня эта сельская гостиница может принять 16 экскурсантов – гостей села Арамашево. Все это позволяет вдохнуть жизнь в село. Ведь молодежь уезжает из маленьких населенных пунктов, а мы стараемся показать, что и на родной земле можно развиваться и двигаться вперед. И даже быть интересным местом для посещений.



На сегодняшний день у меня есть еще одно любимое историческое место, возвращенное к жизни в 2010 году. Мой проект «Новая жизнь уральской росписи» стал победителем и обладателем Гранта VI Всероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», учредителем которого является московский Фонд Потанина. Избы XIX века с уральской росписью на сегодняшний день с удовольствием посещаются экскурсантами, а сама я, передав краеведческий музей в другие руки, стала гостеприимной хозяйкой и экскурсоводом в них.

У меня много наград. Это знак «Отличник просвещения РФ», «Учитель года» в Свердловской области (в 1997 году), я была победителем областного конкурса «Истоки уральского характера» (2004 год), лауреатом VI, VII, VIII и IX краеведческого Всероссийского конкурса «Отечество», победителем областного конкурса «Камертон» в номинации «Работа с семьей и подростками» (2005 и 2006 годы) и так далее. Но самой большой наградой для меня является поддержка моих близких и единомышленников, среди которых много моих учеников и коллег, а также горящие глаза детишек, которые приходят на экскурсии в музей и видят то, что нам удалось сохранить для них.»


И еще немного о восстановленной жителями с. Арамашево под руководством В.В, Реутовой церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Частью пограничной крепости в архитектурном ансамбле села является храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Первая деревянная церковь в селе возникла одновременно с острогом. Пять раз она сгорала от набегов кочевников. Существующая ныне каменная церковь была возведена в 1800 году. Она находится на уникальном месте – на высокой 42-метровой скале, прозванной в народе Церковным камнем. По единодушному мнению жителей и гостей села – это одно из красивейших святых мест не только в Алапаевском районе, но и в области.

В 1929 году храм был разрушен. По рассказам долгожительницы села А.Я. Телегиной, жители Арамашево узнали о том, что власти решили разрушить церковь накануне. Еще ночью женщины и дети пошли в храм, чтобы защитить иконы, потому что прошел слух, что наутро их вынесут из церкви, чтобы сжечь на храмовой площади. Кто как мог, под одеждой, в мешках, уносили тайно, под страхом наказания, святые образы домой, в надежде сохранить иконы до лучших времен. Утром у церкви собралось все население Арамашево. С помощью десятков лошадей и толстых веревок богоборцы начали сносить шпиль колокольни.

По воспоминаниям А.Я. Телегиной, разрушители долгое время не могли скинуть храмовый колокол. Упав на землю, колокол необычайно жалобно, как будто прощаясь, зазвенел. Десятки людей, встав на колени, начали молиться. Колокол дотащили до края Церковного камня и столкнули в реку. Сначала колокол зацепился за выступ верхней части скалы, он как будто бы сопротивлялся разрушителям церкви, его начали толкать баграми. С глухим, словно стон, звуком колокол полетел в реку и, вдруг, зацепился за второй выступ скалы. Десятки людей ахнули, многие заплакали, когда увидели, как колокол уходит по воду. Последний раз он так пронзительно зазвенел, словно заплакал. Этот необыкновенный звук запал в память многим очевидцам этого события.

А еще старожилы села рассказывают, что после того памятного дня ни через день, ни через месяц, ни спустя десятилетия колокол не мог обнаружить ни один ныряльщик. Колокол навсегда исчез, как немой укор современникам и их потомкам.

Колокольню храма вскоре разобрали на кирпичи, а в церкви открыли клуб. Спустя десятилетия здание храма пришло в полное запустение.

И только в 2005 году по инициативе небольшой группы местных жителей началась его реставрация.

Первоначально был возвращен к жизни правый придел во имя Архангела Михаила, где с января 2006 года начали проходить службы.

Среди святынь храма более всего почитается старинный образ святителя Иоанна Богослова. Современная история его такова. На улице Церковной уже в наше время купили дом дачники из Екатеринбурга. На чердаке среди рухляди обнаружили струю фигурную доску, хотели вместе с другим хламом выбросить и вдруг с обратной стороны увидели святой лик. Старую икону хозяева решили оставить в доме, но после возрождения арамашевской церкви передали храму.

12 января 2006 года по пути из Верхней Синячихи в Екатеринбург, в Арамашево остановился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка заехал в Арамашево совершенно случайно, не поверив, что в небогатом селе, силами местных жителей началось возрождение старинного храма. Именно владыка Викентий определил, что святой лик на древней иконе – это образ святителя Иоанна Богослова, покровителя любви. «Если Иоанн Богослов пришел в ваш храм, то ваш храм возлюблен Богом и церкви вашей жить», - сказал архиепископ после молитвы перед древним образом.

21 июля 2012 года, в престольный праздник Казанской иконы Божьей Матери в селе Арамашево, в отреставрированной церкви впервые состоялась богослужение в центральном переделе храма (молебен, божественная литургия) и крестный ход вокруг церкви.

Назначенный настоятель арамашевского храма обратился в этот день к собравшимся прихожанам:

Сегодня мы специально отслужили здесь литургию (а вчера всенощную), чтобы Матерь Божья и Господь видели, что храм нам нужен, что мы стремимся к Богу и хотим, чтобы эта великолепное и святое место сияло так же, как сияло до тех страшных дней разрухи.

Сейчас мы вспоминаем это время со слезами и просим у Господа прощения за эти грехи и просим Господа, чтобы он вернул то великолепие святого храма, чтобы вместе с храмом восстановилось и наше село. Но для этого надо ходить в храм.

Многие из нас говорят, что они молятся дома, что у них много икон святых и так далее. Мы согласны с этим. Но, как сказано в священном писании о силе общей молитвы: «…там, где двое или трое собранных во имя меня, там посреди них - я».

Так что, дорогие мои, когда мы чаще собираемся в храме, молимся – там посреди нас невидимо Господь, и он видит все наши добрые дела и видит, что мы хотим сделать для храма, и видит, что мы хотим сделать для дома, для семьи, для нашего села. И помогает, если мы молимся с чистым сердцем.

Храни вас Господь и Матерь Божья.

Есть в российской глубинке удивительные места, где кажется, что жизнь останавливается на каком-то одном мгновении. История села ведёт свой отсчёт с 17 века, когда существовала необходимость защищаться от набегов кочевников. Географическое положение этому благоприятствовало – вокруг было множество высоких скал, на одной из них - «Церковном камне» в 1631 году была сооружена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Сейчас с вершины скалы открывается захватывающий дух вид на окрестности и голубую гладь реки Реж, кстати, Арамашево названо так в честь притока реки Реж – реки Арамашка.

В 1800 году церковь перестроили в каменную, чтобы уберечь здание от пожаров, в 30-х гг. 20 века советские власти закрыли её. Зато сейчас белоснежный силуэт Казанского храма виден издалека, а в непосредственной близости от бьёт родник с целительной водой. Ходят слухи, что в скале есть подземный ход.

Для поклонников язычества, в Арамашево тоже найдётся, на что взглянуть: древний камень, прозванный в народе «Шайтан». По преданию раньше по ночам рядом с камнем происходили загадочные явления: раздавались непонятные звуки, виднелись мерцающие огоньки. Народ, конечно, приписал всё это проискам нечистой силы.

Ещё одно достопамятное событие – открытие в 18 веке месторождения особого камня, его называли шайтанский переливт. Он представляет собой сочетание кварца, кварцита и минерала, называемого «диккит». Этот камень активно используется для изготовления различных украшений, картин, его отличительной чертой является то, что красить его бесполезно – он не изменит свой природный цвет.

Ещё одно место, заслуживающее внимания и непременного посещения, сельский краеведческий музей. Он появился в селе благодаря стараниям учителя географии Кесарева в 1962 году и первоначально располагался в местной школе.

В 2003 году музей переехал в отдельное здание, а именно – в дом купца Загайнова. В советское время экспонаты в музей собирались по принципу «кто что принесёт из учеников в музей»: необычные предметы домашнего, камешки, украшения. Сейчас в музее чёткое разделение на залы: в первом представлены уникальные камни и минералы.

Второй зал представляет особый интерес и его посещение вызывает восторг у всех посетителей: в нём восстановлена русская изба в первоначальном виде. Изба украшена ручной росписью, так называемую уральскую роспись выполняли мастера, переходя из одного дома в другой и нанося затейливые узоры на домашнюю утварь и на стены избы. Эта традиция пользовалась популярностью у разных слоёв населения.

Арамашево в начале 20 столетия могло похвастаться домами, разрисованными самыми фантазийными орнаментами. Также в этом зале, стилизованном под избу, можно увидеть всё то, что составляло жизненный уклад уральцев – самовары, утюги, посуду.

Третий зал можно назвать залом народных ремёсел: здесь выставлены изделия кузнецов, гончаров и других умельцев.

Краеведческий музей Арамашево проводит экскурсии, тематические мастер-классы, организует праздники, также здесь можно полакомиться теми кушаньями, которые ели в начале 20 века на уральской земле.

Арамашево – село с развитой инфраструктурой, добраться сюда можно как на личном транспорте, так и на автобусе или электричке.