Уникальная история гостиницы «Националь. Здание гостиницы "националь" Националь тверская

Гостиница «Националь» - одна из старейших действующих гостиниц в Москве. Расположенная в самом центре Москвы – на углу Тверской и Моховой улиц, по соседству с Красной площадью, Кремлем, Александровским садом – она давно уже стала неотъемлемой частью столичного ландшафта, а ее история тесно связана с историей самой Москвы, да и всей России.

Строительство гостиницы «Националь» началось в 1900 году. Проект здания гостиницы по заказу Варваринского общества домовладельцев разработал известный тогда архитектор Александр Иванов. При возведении здания применялись самые современные технологии и строительные материалы – железобетонные конструкции, гидроизоляция. Величественные фасады гостиницы были отделаны природным камнем, керамической плиткой, лепниной, а угловой аттик украшен майоликовыми панно. Поражала воображение внутренняя отделка «Националя» - мраморные лестницы в вестибюле, витражные окна, мозаичный пол, фигуры атлантов, установленные у входа в лифты.

Не менее пышно были отделаны и обставлены номера гостиницы. Мебель для них была изготовлена по специальному заказу, из красного дерева, светлого и мореного дуба, других ценных пород. Самые дорогие апартаменты «Националя» - такие, как «Гостиная Людовика XV» или «Гостиная Людовика XVI» - располагались на третьем этаже и предназначались для приема высокопоставленных гостей. Роскошь обстановки дополнялась эксклюзивным набором удобств и гостиничных услуг. Многие номера гостиницы были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами, во всех номерах были установлены сейфы. Здание «Националя» обогревалось самой современной системой отопления, разработанной на литейном заводе Сан-Галли. Гостиница была полностью телефонизирована, что тоже являлось признаком роскоши по тем временам.

Кроме номеров, в здании «Националя» размещались читальня, ресторан и различные гостиничные службы, а также магазины, пекарня и винный склад.

Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и сразу же приобрела небывалую популярность, заняв почетное место в ряду лучших гостиниц Москвы. Проживание в «Национале» стоило недешево, однако номера гостиницы никогда не пустовали. Здесь селились богатые купцы и крупные промышленники, иностранные дипломаты, здесь в разное время проживали такие видные деятели русской культуры, как Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Иван Бунин.

Перемены, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, отразились и на судьбе гостиницы «Националь». Во время октябрьских боев в Москве здание гостиницы служило одним из опорных пунктов контрреволюционных сил и получило повреждения при артобстреле. После окончательной победы большевиков были национализированы все крупные гостиницы Москвы. Гостиница «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», то есть, общежитие для функционеров и чиновников новой власти. В марте 1918 года, после того, как столица была перенесена в Москву, в роскошных номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, а в номере 107 ненадолго поселились Ленин и Крупская. Номер был обставлен мягкой мебелью в зеленых тонах, на массивном письменном столе, покрытом зеленым сукном, стояли черные мраморные чернильницы с пресс-папье, два бронзовых подсвечника и бронзовая лампа с зеленым абажуром. Освещала номер бронзовая трехрожковая люстра. Некоторые детали этой обстановки сохранились и до наших дней.

После того, как Советское правительство перебралось в Кремль, гостиница «Националь» долгое время оставалась общежитием ВЦИК. Последствия этого выявились в начале 1930-х годов, когда гостинице решили вернуть прежние функции. В ходе инвентаризации оказалось, что большая часть гостиничных интерьеров и мебели пришла в негодность, а инженерно-технические коммуникации значительно изношены. В здании «Националя» был проведен капитальный ремонт. Изменился внешний вид гостиницы: нижние этажи, облицованные гранитом, песчаником и красным кирпичом, перекрасили под гранит, дубовые рамы заменили алюминиевыми переплетами, а вместо майоликовых панно на угловом аттике здания появился индустриальный пейзаж в духе времени. Мебель для номеров «Националя» взяли из резервного фонда, созданного при национализации дворянских усадеб. Так в гостиничной обстановке появились мебель и предметы искусства из Аничкова и Царскосельского дворцов. «Националь» превратился в своеобразный «музей», что сразу сказалось на стоимости проживания в гостинице – селиться в ее номерах было не по карману даже иностранным туристам. В последующие годы «Националь» приобрел репутацию убыточной гостиницы. Несколько раз – и в 1950-х, и в 1960-х годах - предпринимались попытки модернизировать и переоборудовать здание гостиницы, но размахом они не отличались – ремонт крыш и электропроводки, реставрация отдельных предметов антикварной обстановки, внутренние перестройки здания. Правда, в 1974 году гостиница «Националь» была включена в список памятников истории и культуры, охраняемых государством – но не потому, что ее здание было архитектурным памятником в стиле модерн, а потому, что здесь когда-то проживал Ленин. Ветхость здания и отсутствие современного оборудования практически лишили «Националь» прежней популярности.

Серьезные перемены в судьбе гостиницы начались только в 1985 году, когда наконец было принято решение о полной реставрации «Националя». Часть антикварной мебель, признанной национальным достоянием, передали на хранение в музеи, остальную вывезли на реставрацию, чтобы потом использовать в оформлении интерьеров гостиницы. По результатам конкурса, проведенного в 1990 году, был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер». С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».

Работы по возрождению гостиницы «Националь» велись в трех основных направлениях – ремонт и перепланировка здания, модернизация гостиничного оборудования, обновление интерьеров. К северному фасаду здания пристроили еще один этаж – там разместился оздоровительный центр, чердак превратили в мансарду с двадцатью дополнительными номерами, а бывший внутренний двор перекрыли стеклянной крышей и обустроили там кафе с зимним садом. Одновременно австрийские дизайнеры разрабатывали для «Националя» мебель в стиле югенд, проектировали интерьеры. Были изготовлены новые люстры, до мелочей повторявшие дизайн первых, еще дореволюционных светильников «Националя».

Возрожденный «Националь» принял первых постояльцев в 1995 году. В том же году указом Президента Российской Федерации здание гостиницы было отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения. Так начался новый этап в истории «Националя». С самого открытия гостинице была присвоена высшая категория – пять звезд. В новом облике «Националя» современное гостиничное оборудование сочеталось с бережно восстановленной атмосферой старины. Многие номера сохранили интерьеры начала 20 века и были обставлены антикварной мебелью, на стенах гостиницы появились гравюры и эстампы с видами старой Москвы, живописные полотна, написанные в духе русского реализма. Новый «Националь» быстро завоевал популярность у гостей столицы, приобретя репутацию престижной и эксклюзивной гостиницы. К 2000 году, когда старейшая гостиница Москвы торжественно отпраздновала свое столетие, уже можно было сказать, что проект возрождения «Националя» увенчался несомненным успехом.

Траурной датой в более чем вековой истории гостиницы «Националь» стало 9 декабря 2003 года. В этот день у гостиницы был совершен террористический акт. При взрыве «мерседеса», припаркованного у входа в гостиницу, погибли шесть человек, в том числе обе террористки – чеченские шахидки, еще двенадцать человек получили ранения разной тяжести. Взрывной волной были выбиты несколько стекол на первом и втором этажах гостиницы. В июне 2005 года у гостиницы «Националь» был открыт памятный знак, посвященный жертвам теракта. На кубе из черного мрамора высечена искра и написаны имена погибших. Надпись на памятнике гласит: «Вечная память жертвам террористического акта 9 декабря 2003 года».

В наши дни гостиница «Националь» прочно заняла почетное место среди лучших пятизвездочных гостиниц мира. Достижения «Националя» были неоднократно отмечены почетным дипломом и Бриллиантовой звездой Академии гостеприимства США – самой престижной наградой в мировом гостиничном бизнесе. «Националь» входит в группу наиболее фешенебельных отелей европейской гостиничной сети «Le Meridien» - «А Royal Meridien Hotels», но при этом остается стопроцентно муниципальной гостиницей и обслуживается исключительно российским персоналом. Генеральный директор гостиницы Юрий Подкопаев, который руководит «Националем» с 1985 года, дважды отмечен званием одного из лучших отельеров мира.

Действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. После революции 1917 года «Националь» стал на небольшой отрезок времени домом для Советского правительства, в составе которого в гостинице проживали Ленин, Дзержинский, Троцкий. Впоследствии отель был преобразован в Первый Дом Советов – общежитие для зарождающейся советской номенклатуры. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям. И это лишь некоторые вехи легендарной истории гостиницы!

При всем их многообразии, множество драматических коллизий судьбы «Националя» всё же поддается подведению к общему знаменателю: за более чем 100-летнюю историю гостиницу выбирали поистине герои своего времени, яркие и незаурядные личности.

В числе предметов внутреннего убранства современного «Националя» – лично принадлежавшие царской семье России и прекрасно сохранившиеся доныне предметы мебели и произведения искусства из Царскосельского и Аничкова дворцов. Редкий отель сможет сравниться с «Националем» по уровню высокохудожественного исторического интерьера, располагающего уникальными предметами мебели и интерьерного декора, редкими образцами живописи и прикладного искусства, а также музыкальными инструментами музейного уровня.

Историческая фотогалерея

Интересные факты

  • Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы –«Национальная» . По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

  • Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма. Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы , имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждений и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя». Посмотреть фотографию парадной лестницы .

  • В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – «1903 год». Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

  • В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров , среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV» . И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором , с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название «Президентские люксы» и являются настоящей гордостью гостиницы.

  • В 1903 году стоимость проживания в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки . Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10–15 рублей, что являлось неплохим доходом.

  • «Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

  • Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

  • В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора Николая II.

  • В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице , рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса , которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью, службой такси и т.п.

  • С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

  • Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни . Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала ХХ века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень , и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские , и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

  • В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства – знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс . В 1903 году одним из самых именитых постояльцев «Национальной» был автор всемирно известного ныне «Полета шмеля» – выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков .

  • В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб .

  • На третьем этаже , в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

  • Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей большевистской элиты . Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107, который, сохранив исторический флер, является одним из лучших Кремлевских люксов современной гостиницы «Националь» .

  • После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени , по-новому – «Националь», Первый Дом Советов .

  • За время использования «Националя» в качестве Дома Советов состояние гостиницы резко ухудшилось. Длительное отсутствие ремонта привело к обветшанию здания и разрушению всех систем жизнеобеспечения. К началу 30-х «Националь» решили снова сделать гостиницей для приема иностранцев и знакомства их с молодым Советским государством, но стационарное оборудование и интерьеры номеров гостиницы к тому времени не могли уже соответствовать предъявляемым международным стандартам. Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов .

  • В начале 1930-х годов возрожденный «Националь» представлял своего рода гостиницу-музей, в котором были собраны уникальные предметы мебели, музыкальные инструменты, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. Пожалуй, ни один отель в Европе и Америке не мог сравниться с «Националем» по столь высокому «музейному» уровню «гостиничного оборудования».

  • Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж – вышки электропередач, заводские трубы и трактора – всё, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.

  • В 1933-м «Националь» стал частью структуры Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР – ГАО «Интурист».

  • «Сороковые-роковые» оставили памятный след в судьбе уникальной гостиницы. Они принесли отелю мировую известность. Когда немецкие войска были на подступах столицы, «Националь» фактически превратился в центр, объединивший страны антифашистской коалиции. В гостинице размещали персонал дипломатических миссий стран – союзников, лидеров антифашистского Сопротивления, представителей нейтральных государств и международного Красного Креста.

  • В конце 1960-х годов рядом с «Националем» вырос «Интурист», здание новой гостиницы из стекла и бетона. В 1983 году «Интурист» и «Националь» были объединены в единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь», а в 1989 году решением Государственного комитета единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь» был вновь реорганизован и разделен на две самостоятельные структуры – гостиницы «Интурист» и «Националь».

  • С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция.9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом Le Meridien , одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.

  • С 2000 года, в соответствии с рекомендацией компании Le Meridien , знаменитая гостиница предстала под новым отличительным знаком – Le Royal Meridien National .

  • 1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection , покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts . The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они – эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей . Для перехода в бренд The Luxury Collection отелю потребовалось осуществить масштабную модернизацию всего номерного фонда и гостевых зон.

  • За более чем вековую историю «Националь» пережил «золотой век» и разруху, побывал в эпицентре войн и революций, пережил все беды и потрясения, выпавшие на долю страны. Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели , актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне находится в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

Москва

(http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/ gostinica moskva istorija stroitelstva_i_razrushenija/ 39-1-0-1512 ) http://zyalt.livejournal.com/ 780468.html

Гостиница «Москва» в городе Москве одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева.

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный Ряд и площадями –Манежной и Площадью Революции. Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Сложное по своей архитектурной пластике здание гармонично вписали в окружающий архитектурный облик , где по соседству располагаются Исторический музей, здание Городской Думы, гостиницы «Метрополь» и «Националь», да и весь комплекс Кремля в целом.

Стоит отметить, что район Охотного Ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но вместе с тем здесь снесли все ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а здешний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар.

В силу финансовых трудностей проект Дворца труда так и не был реализован (может быть, даже и к лучшему), а в начале тридцатых здесь начали строительство гостиницы Моссовета (первое проектное название), проект которой разработали в конце 1920-х.

Авторами стали архитекторы Стапран и Савельев . Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм сюда никак не вписывались.

Когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Здесь стоит сделать ремарку .

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого , т. е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду – всего 10.

Театральной площади

Украина (http://www.ukraina-hotel.ru/history/section304/)

История

Гостиница «Украина» – одно из семи зданий, известных как «сталинские высотки». Ярко выделяясь архитектурой, увековечившей эпоху, они в значительной мере определяют облик столицы. Это здание Министерства иностранных дел РФ на Смоленской-Сенной площади (1948–1953), Главное здание Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах (1949–1953), жилой дом на Котельнической набережной (1938–1940, 1948–1952), административно-жилое здание у станции метро «Красные Ворота» (1939–1953), гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице (1949–1952), жилой дом на Кудринской площади (1948–1954) и, конечно, гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953–1957). Советские высотки стали памятной страницей истории нашего государства и визитной карточкой Москвы.

30-е годы ХХ века – время крупных градостроительных проектов. В стране было отстроено около 400 новых городов и тысячи поселков, активно реконструировались многие старые города. Именно в это время Москва и столицы союзных республик приобретали основные черты своего нынешнего архитектурного облика. В 1935 году принят Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было заложено всё то, что осуществлялось потом десятилетиями: создание Канала Москва – Волга, строительство линий метрополитена, возведение мостов, новых магистралей (Новый Арбат), реконструкция Садового кольца, массовая жилищная застройка.

Именно в 30-е годы у И.В. Сталина возникла идея воздвигнуть «советские небоскребы », развернув панораму Москвы вдоль набережных реки, где высотные сооружения подчеркнут живописный природный рельеф города, его историческую радиально-кольцевую планировку , но вплотную приступили к ее воплощению уже после победы СССР в Великой Отечественной войне. Строительство московских высоток было завершено после смерти «вождя всех народов», и всё же они в полной мере являются его детищем и творением (http :// retrofonoteka . ru / skyscrapers / moscow _ skyscrapers . htm ).

Постановление № 53 Совета министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий» было подписано Сталиным 13 января 1947 года – в год празднования 800-летия столицы. В день 800-летия Москвы были торжественно заложены 8 камней, символизирующих будущие здания. И хотя восьмая высотка в Зарядье, которая должна была перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля, так и не была построена, это не повлияло на колоссальность проекта «сталинских высоток». Они стали зримым воплощением престижа страны-победительницы, символом основательности, величия и могущества молодого социалистического государства.

Архитектуру периода 30–50-годов ХХ века специалисты называют «неотрадиционализмом», «неоромантизмом», «неоренессансом», «пролетарской неоклассикой». Для России «сталинский классицизм», «сталинская» или «тоталитарная» архитектура, давно стала искусством и предметом национальной гордости.

Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе именитых архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П.А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В.Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата – доктора архитектуры В.К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскребов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек.

Параметры: общая площадь здания «Украины» – более 88 тыс. кв.м, высота – 206 м, включая 73-метровый шпиль.

Здание отличает композиционное совершенство: центральный корпус с башней со шпилем уравновешивают основательность и строгая геометрия флигелей. Угловые башенки и стилизованные под снопы пшеничных колосьев вазоны подчеркивают дворцовую архитектуру здания, а шпиль придает ему возвышенную строгость.

Советская символика в наружном декоре «Украины» – звезды, серпы и молоты в обрамлении венков, – утратив со временем свой политический пафос , стала ее изюминкой и сентиментальным напоминанием об ушедшей эпохе.

В старину на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, в середине 1890-х годов здесь находился трактир «Балаклава». Несколькими годами позже владение перешло к Варваринскому акционерному обществу домовладельцев, которое в 1900 году начало строительство первоклассной гостиницы по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова - зодчего, к тому времени уже хорошо известного в Москве, построившего здание конторы Товарищества Тверской мануфактуры Морозовых на Варварке и дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Гостиница, получившая название «Национальная», приняла первых постояльцев в 1903 году.

Фасады здания были выполнены в смешении стилей, сочетании неоренессанса с неоклассицизмом и деталями модерна, что придаёт им впечатление стилистической неопределенности, но одновременно сообщает индивидуальный характер. В отделке архитектором использованы природный камень и керамическая плитка, лепнина и гладкая штукатурка. Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на Московском Бутырском керамическом заводе С. И. Мамонтова «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему, изготовленным по эскизам Ф. И. Рерберга всё на том же заводе «Абрамцево».

Интерьеры поражали своей роскошью и великолепием: мраморные лестницы, мозаичные полы, огромные витражные окна, фигуры атлантов возле входа в лифты, роспись потолков. Выполненная по специальному заказу из ценных пород дерева мебель в номерах. Целый комплекс современных технических новинок: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами.

Проживание в гостинице стоило недёшево (до 25 рублей в сутки) , но отбоя в постояльцах не было – здесь охотно останавливались богатые промышленники, купцы, иностранные дипломаты. В 1913 году в «Национальной» проживал дядя Николая II великий князь Александр Михайлович. Не сторонились роскошной гостиницы и видные деятели русской культуры – в разное время здесь жили , Иван Бунин, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков.

Судьба гостиницы сильно изменилась после 1917 года. В ходе октябрьских боёв здание получило повреждения при артобстреле. А сразу после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь на некоторое время до переезда в Кремль в «скромной» буржуазной обстановке поселились члены Советского правительства: Ленин, Свердлов, Троцкий, Дзержинский. На долгие годы гостиница стала «1-м Домом Советов» - общежитием для функционеров новой власти. Статус гостиницы был возвращён ей только в начале 1930-х годов. Тогда же окончательно закрепилось её название – «Националь» (до революции применялось и то, и другое название), видимо более соответствовавшее духу времени. В здании провели капитальный ремонт. При этом частично изменили и его внешний вид: нижние этажи перекрасили под гранит, заменили дубовые оконные рамы на алюминиевые. Гостиничную обстановку пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов.

В 1974 году потолки двух залов на втором этаже были украшены плафонами с росписью, выполненными художником И. В. Николаевым в классическом стиле росписи потолков школы старых мастеров, но вместе с тем с элементами более новой декоративной школы В. А. Фаворского. В деталях и орнаментах плафонов заметны черты эстетики «Мира Искусства», что подчеркивает связь с работами знаменитых художников семьи Бенуа-Лансере, из которой происходит и сам автор.

В том же 1974 году «Националь» был включён в список охраняемых государством памятников истории и культуры.

Говоря о гостинице нельзя не упомянуть и знаменитый гостиничный ресторан - долгие годы он был излюбленным местом приятного времяпрепровождения среди интеллигенции и советской богемы.

Несмотря на неоднократные ремонтные работы, которые проводились и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е годы, попытки модернизировать гостиницу, она ветшала. И в конце 1980-х годов началась её комплексная реконструкция и реставрация. По результатам конкурса был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер», а авторами проекта реставрации стали архитекторы из Австрии В. Хоффельнер и Е. Сурвилло. С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Все работы были закончены в 1995 году, и обновлённая гостиница снова открыла двери для своих постояльцев. А их на своём веку она повидала немало, в том числе и прославленных. Здесь останавливались и президенты разных стран, и члены королевских семей, и известные деятели культуры всего мира.

Эклектика с элементами модерна. Московская гостиница "Националь"

Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма.

Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы, имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждением и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя».

В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – 1903 год. Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако, фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы. Номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV». И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором, с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название люксы "Националь" и служат настоящей гордостью гостиницы.

В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.

«Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора, Николая II.

В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице, рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако, все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса, которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью и службой такси и т.п.

С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни. Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала 20 века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень, и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские, и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был автор всемирно-известного ныне «Полета шмеля», выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб.
На третьем этаже, в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

Узнать дальнейшую историю "Националя" можно на официальном сайте гостиницы: http://www.national.ru/ru/ru-hotel-history

Конечно, в гостинице "Националь" я не останавливалась, а вот в ресторане "Националь", что при гостинице, довелось побывать один раз, как ни странно, в студенческие годы, в начале семидесятых. Помню, зал, где мы ужинали вдвоём с молодым человеком, показался мне слишком чопорным и ужин слишком официальным и скучным. Мне было там неуютно. Но, в тот момент мне было просто интересно побывать в знаменитом ресторане. Больше мне туда не хотелось.
Это я пишу к тому, чтобы объяснить, почему моя заметка про "Националь" не попала в разряд советов, связанных с темами: "где жить" и "где поесть".
Я напишу о гостинице "Националь", как о месте, представляющем художественную и историческую ценность. Информация взята с сайта гостиницы.
Гостиница Националь в Москве построена в 1903 году по проекту архитектора Александра Иванова. Роскошное здание отеля создано в эклектическом стиле с элементами модерна. Отель больше похож на музей. Он украшен природным камнем и лепниной, мрамором и витражными окнами. Пол из мозаики. Уже в то время отель был оборудован лифтами и системой вентиляции, телефонной связью.
Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.
В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV».
В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.
В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей коммунистической элиты. Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107.
После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени, по-новому - «Националь», Первый Дом Советов.
Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов.
Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж - вышки электропередач, заводские трубы и трактора – все, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.
С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция. 9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом «Le Meridien», одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.
1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection, покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts.
The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они - эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей.
Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели, актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне - в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.