Кормят ли в самолетах белавиа. Перекус в самолете: какие продукты можно взять в ручную кладь? Как было раньше

Авиапассажиры беларуской компании «Белавиа» часто жалуются на то, чем их кормят в полете: еда невкусная, вместо горячего обеда - только сэндвичи, а бутерброды сухие и пресные. Еще беларусы заметили, что на некоторых рейсах кормят горячей едой, а на других, таких же по продолжительности, на столиках опять появляются лишь пресловутые бутерброды-треугольнички. The Village Беларусь разбирался, от чего зависит меню на борту самолетов «Белавиа».

Как было раньше

Пассажиры «Белавиа» неоднократно жаловались на плохую и скудную еду на борту. Вот что писали на форумах:

«При 3–х часовом перелете предлагать ШОКОЛАДКУ 25 ГРАММОВУЮ и 100 грамм растворимого кофе не самого лучшего качества при стоимости билета в 150 евро это позор!»;

«Летели в Марсель через Париж. До Парижа Белавиа. В билете - перекус на борту. Лететь - часа два. Перекус - чай с печенюшкой (пару штук!)»;

«За ту цену, которую гнет «Белавиа» на билеты, пассажиров можно было угощать трюфелями и черной икрой, а не сэндвичами с мортаделлой куриной»;

«Летела раз в Лондон из Минска. Полет около 3–х часов. К сухой ледяной булке накидали лист салата тряпочкой, кусочек куриной грудки, ледяной, сухой и неопределенного цвета. Кучу пакетиков с солью, перцем, каплей кетчупа, вафлю, чай-кофе. Задушилась уже с первого куска».

Служба кейтеринга (ресторанного обслуживания) в минском аэропорту - монополист, и авиакомпании не всегда удается с ней договариваться о качестве и разнообразии меню. Как рассказывал нам заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец еще в 2012–м, однажды даже пришлось вообще убрать горячее питание на рейсах в Москву - настолько качество поставляемой продукции не соответствовало статусу титульного авиаперевозчика страны.

Какие произошли перемены

Весной 2012 года на утренних рейсах Минск – Москва пассажирам начали предлагать горячий завтрак и прохладительные напитки, а также чай/кофе, на вечерних рейсах - сэндвичи и напитки. До этого на московском рейсе вообще кормили лишь шоколадкой и напитками.

Два года назад, с 5 января 2017 года, «Белавиа» изменила подход к бортовому питанию: теперь кормить полноценно стали на всех рейсах . Точнее, почти на всех: старое меню из 20–граммовой шоколадки типа «Аленка» и напитка оставили на рейсах в Вильнюс и Будапешт – Белград, где время горизонтального полета составляет 15 минут, и бортпроводники не успевают разнести всю еду и собрать пустую посуду.

Генеральный директор компании Анатолий Гусаров отметил, что этого удалось добиться благодаря снижению цен на топливо и некоторых аэропортовых сборов, поэтому вернуть полноценную еду удалось без увеличения стоимости билетов:

Действительно, у нас было достаточно скромное предложение . Мы посчитали все-таки необходимым и целесообразным урезать расходы по другим направлениям, но организовать более качественное обслуживание по бортовому питанию . И мы уже видим, что пассажиры приятно удивлены.

Новые рационы разделили на две группы: для тех, кто летит не дольше полутора часов, и для более дальних пассажиров. Меню пообещали менять раз в полгода.

Для коротких рейсов (до 1,5 часа) в эконом-классе готовили сэндвичи или мясные/рыбные закуски с овощами. Плюс обычные напитки (вода, соки, чай, кофе). На длинных рейсах (более 1,5 часа) предлагали горячее питание: гарнир с мясом, рыбой или птицей плюс напитки.

В бизнес-классе предлагали горячую еду нескольких видов. В рыбный набор включили красную рыбу, гарнир и закуски - креветки или икру. В мясной набор попали овощи со свининой, говядиной или телятиной. Помимо обычных напитков, в бизнес-классе также подавали и алкоголь.

Сэндвичи с питьем обходились компании в 2,5 рубля, холодные закуски (мясная нарезка с сыром и оливками) с напитком - примерно в 6 рублей, горячая еда с напитками - в 10–12 рублей, мясное меню в бизнес-классе - в 19 рублей, а рыбное - в 22 рубля.

Что было потом

В конце весны 2018–го пассажиры заметили, что на некоторых рейсах перестали давать даже ставшие фирменными треугольные бутерброды. Это произошло на ближних рейсах «Белавиа» в Варшаву, Вильнюс, Жуковский, Палангу и Ригу. Компания объяснила это так:

Данные изменения были связаны с тем, что питание на данных рейсах было востребовано у небольшого количества пассажиров, и значительная часть сэндвичей оставалась нетронутой. Вместо этого, с 1–го мая на этих рейсах пассажирам предлагается расширенный ассортимент напитков (вода и соки)

Что с едой сейчас

«Белавиа», как и прежде, получает бортовое питание у службы «Кэтэринг» Национального аэропорта Минск. Загружать в Минске на борт еду от других поставщиков нельзя. Как правило, заказанного питания хватает на рейс туда и обратно. Но бывают и случаи (на чартерных рейсах), когда пассажиров кормят едой из пункта вылета. Например, на чартере из черногорского Тивата в Минск летом 2017–го кормили бутербродами из семейного подгорицкого ресторана Voda u kršu и другими закусками.

Пассажиры заметили, что и на некоторых дальних рейсах - например, в Грузию - кормят лишь сэндвичами с напитками, в то время, как на рейсе в Стамбул дают горячее, хумус с помидорами и зефир в шоколаде. Что-то опять изменилось?

Пресс-служба «Белавиа» рассказала The Village Беларусь:

На каждом из рейсов питание регулируется в зависимости от длительности полета, времени суток и от обратной связи пассажиров. Уже около года на ночном рейсе Минск – Тбилиси – Минск у нас в меню сэндвичи. На ближних рейсах (Санкт-Петербург, Москва и т.д.) мы даем сэндвичи, а, например, на рейсах в Армению, учитывая ночное время суток, - роллины с брынзой и шпинатом.

Горячие питание предусмотрено, соответственно, для относительно дальних перелетов - таких как Ларнака, Лондон, Тель-Авив, Барселона и т.д. Касалетка состоит из булочки с плавленым сыром, горячим питанием и закуски. На таких длительных рейсах у нас есть два варианта готовых блюд. Всю еду выдают за один раз.

Что касается чартерных рейсов, то решение по питанию принимает заказчик».

Как у других компаний

Большинство авиакомпаний, которые летают в Минск, кормят своих пассажиров без дополнительной платы. В интернете полно подборок фотографий, показывающих, как хорошо (или плохо) кормят на такой-то авиалинии при перелете такой-то продолжительности. Например, треугольные сэндвичи есть не только у «Белавиа», но и у «Аэрофлота» .

Lufthansa, рейс Минск - Франкфурт-на-Майне

Etihad, рейс Минск - Абу-Даби

«Россия», Минск - Санкт-Петербург

Utair, рейс Минск – Москва, платная еда за 6 долларов

«Аэрофлот», рейс Минск – Москва в бизнес-классе

Но летают в Беларусь и перевозчики, которые совсем не дают пассажирам еды за цену билета, а предлагают заказать себе перекус за дополнительную плату.

Авиакомпания «Международные авиалинии Украины», которая летает из Минска в Киев, на этом рейсе (как и на большинстве других) пассажиров, за исключением бизнес-класса, не кормит вовсе. Но любой пассажир компании может заказать еду предварительно (за отдельную плату) и есть, что только меню позволяет. В меню

Белавиа предлагает услугу «Предварительный выбор места» на всех регулярных рейсах авиакомпании за исключением рейсов в/из Бейрута, из Амстердама, Караганды, Манчестера и Паланги.

Общие положения о предоставлении услуги

Пассажиры бизнес класса смогут воспользоваться услугой предварительного выбора места в салоне воздушного судна без дополнительной оплаты.

Услугу можно приобрести на сайте сайт в разделе «Статус бронирования» при наличии авиабилета с подтвержденным бронированием на собственный регулярный рейс БЕЛАВИА.. Стоимость услуги установлена в зависимости от категории места, примененного в авиабилете тарифа, статуса участника в программе «Белавиа Лидер», а также других условий и отображается на шаге выбора места.

В рамках оказания услуги пассажиру предоставляется возможность предварительного выбора места одной из следующих категорий:

* места категории 1 предлагаются в случае выполнения рейса самолетом с конструктивно выделенным салоном бизнес-класса. Приобретение места категории 1 не влечет за собой предоставление каких-либо дополнительных услуг (питание бизнес-класса, отдельная стойка регистрации и т.д.)

Услуга может быть оформлена не позднее:

24 часов до вылета рейса для мест категории 5;

3 часов до вылета для мест категорий 1,2,3,4.

За 24 часа до вылета места категории 5 становятся доступны для онлайн-регистрации бесплатно.

Внимание! Приобретение услуги не означает прохождение регистрации на рейс. Пассажир должен пройти регистрацию на рейс удобным для него способом - онлайн, в киоске самостоятельной регистрации (если имеются) или на стойке регистрации в аэропорту в порядке общей очереди.

С условиями предоставления услуги «Предварительный выбор мест» участникам Белавиа Лидер элитных уровней можно ознакомиться .

Оформление, оплата и порядок оказания услуги

БЕЛАВИА оставляет за собой право ограничивать предоставление услуги для различных типов воздушных судов и на различных маршрутах в соответствии с требованиями безопасности полетов и техническими возможностями, а также в зависимости от категории пассажира.

Услуга предоставляется на собственных регулярных рейсах БЕЛАВИА. Плата за услугу взимается за полетный сегмент.

При изменении расписания, замене воздушного судна, изменении компоновки салона в целях сохранения за пассажиром заказанной услуги БЕЛАВИА осуществляет изменение забронированного места в пределах выбранной категории в автоматическом режиме, но не гарантирует сохранение номера назначенного места. БЕЛАВИА предпримет все возможные меры для сохранения совместного размещения пассажиров, забронировавших услугу в одном бронировании. Оформляя услугу, пассажир дает свое согласие на изменение места в пределах оплаченной категории в указанных выше случаях.

Услуга считается оказанной по факту перевозки пассажира на месте забронированной категории при условии оплаты услуги и оформления авиабилета.

В случае технической невозможности предоставить место оплаченной категории, БЕЛАВИА произведет возмещение полной стоимости услуги.

БЕЛАВИА не обязана уведомлять пассажиров об изменениях в услуге, связанных с заменой типа и/или компоновки воздушного судна без изменения расписания движения воздушного судна. О наличии изменений в услуге пассажир может узнать при просмотре подробной информации в разделе «Статус бронирования» на сайте БЕЛАВИА или при самостоятельной онлайн-регистрации.

Обращаем Ваше внимание , что продажа услуги может быть ограничена для некоторых категорий пассажиров. К примеру, пассажир, выбирающий место в ряду напротив аварийного выхода, должен быть не моложе 18 лет, находиться в хорошем физическом состоянии, путешествовать без младенца и понимать английский язык, чтобы помочь экипажу в случае экстренной эвакуации.

В случае, если в процессе приобретения услуги выбрано место категории, к пассажирам которых предъявляются специальные требования, пассажир будет иметь возможность ознакомиться с предъявляемыми авиакомпанией требованиям до этапа оплаты услуги. Покупка такого места означает подтверждение соответствия пассажира предъявляемым требованием и согласия с ними.

Экипаж воздушного судна, несмотря на приобретение места в ряду выхода, имеет право потребовать, чтобы Вы освободили место в ряду выхода, если это будет сочтено необходимым в интересах безопасности или если Вы не отвечаете каким-либо другим требованиям.

При этом стоимость услуги не возвращается!

Изменение услуги, возврат

Возврат денежных средств, оплаченных за услугу, производится по месту приобретения услуги при обращении пассажира за 3 часа до вылета рейса по расписанию.

Изменение пассажиром выбранного места после оплаты услуги не производится. Для изменения места производится возврат и оформление новой услуги.

Способ получения возврата стоимости услуги определяется в соответствии со способом оплаты услуги при покупке.

Авиакомпания «Белавиа» вошла в топ–5 перевозчиков СНГ с самой вкусной едой на борту. Свое мнение высказали 22 тысячи пассажиров, совершавших перелеты за первое полугодие.

Излюбленным блюдом пассажиров по праву считается картофель, запеченный с грибами и сыром.
ОЛЕГ ПРАСОЛОВ

Эксперты сервиса путешествий tutu.ru, которые составили рейтинг «перелетного» фуд–сервиса, пришли к выводу: пассажирам важно, чем их будут угощать во время полета.

В этом плане компании «Белавиа» есть чем похвастаться. Меню обновляется дважды в год: в период весенне–летней и осенне–зимней навигации. И всякий раз при составлении нового рациона внимательно изучаются отзывы и пожелания пассажиров, проводятся анкетирования и опросы. К тому же на многих направлениях вместе с билетом можно еще и вместо обычного заказать веганское, вегетарианское или детское питание. А в планах у перевозчика - внедрить и кошерную кухню. Кстати, в ближайшее время путешественники смогут насладиться еще и блюдами национальной кухни.

Полетным фуд–сервисом полностью занимается служба «Кейтеринг» Национального аэропорта «Минск». Именно они отвечают за то, чтобы накормить пассажиров: и тех, кто еще в аэропорту, и тех, кто уже на борту самолета.

Эта же служба занимается и закупкой продуктов (большинство из которых, кстати, белорусского производства), их приготовлением, упаковкой готовых комплексов.

Рассчитывать на вкусный обед или небольшой перекус могут пассажиры как эконом, так и бизнес–класса. И большой плюс, который отмечали путешественники, оставляя свои отзывы при составлении рейтинга, - это наличие питания даже на коротких рейсах. В бизнес–классе в зависимости от продолжительности полета вам предложат либо сладкий десерт с фруктовой нарезкой, либо холодные закуски (при перелете до 1,5 часа), или же полноценное горячее питание при длительных полетах. В экономклассе в качестве небольшого перекуса на коротких рейсах предлагают либо сэндвич, либо холодную закуску или горячий обед для долгих перелетов более полутора часов. Кстати, излюбленным блюдом пассажиров по праву считается картофель, запеченный с грибами и сыром. А еще хвалят рассыпчатую гречку, которая подается с мясом и овощами. В бизнес–классе также предусмотрен алкоголь, а вот в экономклассе предоставлять спиртное запрещено на законодательном уровне.

Павел Чуйко

В будущем «Белавиа» не исключает возможности привлекать шеф–поваров для составления «полетного» меню и уже работает над этим вопросом. К теме питания перевозчик относится достаточно серьезно, ведь эта часть сервиса очень сильно влияет на общее впечатление об авиакомпании...

Как рассказал «СОЮЗу» бригадир бортпроводников одной из московских авиакомпаний Валерий Андреев, сами авиаперевозчики еду для пассажиров не готовят, а заказывают ее в специализированных кейтеринговых компаниях. «Аэрофлот», к примеру, пользуется услугами фирмы «Аэромар», где шеф–поваром трудится настоящий итальянец Тьерри Мона, личность довольно известная в профессиональных кругах. Причем «Аэрофлот» требует от итальянца, чтобы меню полностью обновлялось каждый квартал. Как же вычислить эти лучшие блюда? Это целая наука!

Чтобы выяснить пристрастия, «Аэрофлот» пошел простым путем: открыл специальный сайт, на страницах которого поклонники компании по десятибалльной шкале оценили лучшие из предложенных блюд в семи категориях: салаты, рыбные блюда, мясные и т.п. В эпиграф сайта была вынесена фраза знаменитого древнегреческого комедиографа Аристофана: «Не корми словами вместо хлеба».

В приготовлении конкурсного бортового питания приняли участие 15 известных поваров, включая французских. А самый высокий рейтинг пассажиров - почти девять баллов - набрало блюдо «мясное ассорти по–итальянски».

Как нам пояснили специалисты кейтеринга, выбор того или иного меню для полета во многом зависит от выбранного класса, направления и длительности перелета. Чем дальше вы летите и чем выше класс, тем, скажем так, вкуснее и обильнее еда на борту. Но, добавляют они, на высоте девять тысяч метров любое блюдо может показаться пресным. Дело в том, что соль между небом и землей воспринимается нашими вкусовыми рецепторами процентов на тридцать слабее, как и сахар, а сухое вино может показаться чересчур кислым.

С 1 мая на ближнемагистральных рейсах «Белавиа» не предоставляет питание в виде сэндвичей и горячих напитков. Только леденцы перед взлетом и прохладительные напитки во время полета (соки, морс, воду), пишет vandrouki.by. Вообще, в тексте много интересных отсылок, выводящих на традиционный вывод в духе «все равно будем летать из Вильнюса». В кучу ко всему высокие цены на популярные летние направления. Статью жарко обсуждают в соцсетях. Мы обратились в «Белавиа» за комментарием.

- Изменение рациона питания коснулось лишь пяти рейсов: Варшава, Вильнюс, Паланга, аэропорт Жуковский и Рига, - рассказали в авиакомпании. - Изменения были связаны с тем, что питание на данных рейсах было востребовано у небольшого количества пассажиров и значительная часть сэндвичей оставалась нетронутой. Вместо этого с 1 мая на этих рейсах пассажирам предлагается расширенный ассортимент напитков (вода и соки).

Также vandrouki сообщают о повышении цен: «По данным нашей системы аналитики, в один день цены на большинство „летних“ направлений поднялись на 22-47%. Вероятно, это было чье-то решение. 400 евро за прямые рейсы в Барселону на лето - это что вообще такое? 400 евро от авиакомпании, которая не входит в альянсы, не славится звездами SkyTrax, не предлагает какое-то особенное обслуживание».

Комментарий «Белавиа»:

- В течение нескольких лет «Белавиа» планомерно снижает тарифы на регулярных маршрутах. Так, например, на некоторых направлениях снижение тарифов составило более 20%. Например, тарифы в одну сторону Минск - Москва (Домодедово) снижены на 45% (в 2014 году - 100 евро, в 2017-м - 55 евро), а авиабилеты в а/п Жуковский продаются по тарифам от 35,00 евро в одну сторону; Минск - Тбилиси - на 50% (в 2014 году - 179 евро, в 2017-м - 89 евро), Минск - Лондон - на 42% (в 2014 году - 189 евро, в 2017-м - 110 евро).

Выходим на тему жестких условий для других перевозчиков, которые могли бы создать более дешевое предложение на нашем рынке.

«Turkish Airlines согласились играть по правилам белорусского национального перевозчика, потому что большее количество рейсов в Минск им не согласовали в „Белавиа“ (мы это точно знаем), - пишет vandrouki.by. - Туркам - подвоз пассажиров на дальнемагистральные рейсы, взамен - никаких распродаж и минимальная цена. Два простых примера в подтверждение: Austrian Airlines и AirBaltic. У первой Минск в распродажах - это самое дорогое направление Европы. Доходит до того, что слетать из Минска в Нью-Йорк через Вену дешевле, чем прямые рейсы из Минска в Вену (во время распродажи!)».

Транслируем вопрос «Белавиа». Ответ такой:

- Рейс в Вену осуществляет авиакомпания Austrian, мы же являемся лишь маркетинговым партнером в рамках код-шеринга, австрийский перевозчик самостоятельно устанавливает тарифы на данном направлении без участия «Белавиа». Мы со своей стороны не имеем соглашения с AirBaltic по установлению предельного стоимостного порога.

Недавно компания объявила о расширении флота. В апреле прилетел новый Embraer-175. В рамках данной поставки в мае-июне в Минск также прибудут два Embraer-195. Вышеуказанные самолеты приобретены в собственность за счет средств кредитования Банка развития Республики Беларусь и Бразильского банка развития (BNDES). Кредиты надо выплачивать. Многие считают, это влияет на ценовую политику компании.

- Стоимость билетов не изменилась, - утверждают в «Белавиа». - Идет планомерное обновление флота. Более того, воздушные суда семейства E1 полностью отвечают целям авиакомпании по дальнейшему развитию сети маршрутов и снижению себестоимости перевозок. Данный тип самолета имеет высокую топливную эффективность. «Белавиа» рассчитывает, что увеличение количества воздушных судов данного типа позволит продолжить осуществление стратегии компании по планомерному снижению цен на авиаперевозки. Мы уже отмечали это на презентации нового Embraer-175, прилетевшего из Бразилии.

Вообще, разговоры о ценах белорусского перевозчика недавно вышли на новый уровень. Напомним, в своем апрельском послании народу и парламенту президент заявил: «Не в полной мене используется наш географический ресурс. Это непростительное расточительство. Почему нашим гражданам выгоднее летать из Вильнюса, Киева, Варшавы, но не из Минска? Когда Беларусь станет по-настоящему привлекательным узлом? Правительство должно в этом году положить мне на стол документ, который заставит мир увидеть Беларусь и с этой позиции».

Не все авиакомпании кормят во время полета, не всегда удается поесть перед авиапутешествием, не хочется переплачивать за обед в воздухе – ситуации бывают разные. Что эдакого можно взять с собой на борт для перекуса, чтобы на досмотре в аэропорту не пришлось расстаться с вдруг запрещенными продуктами? Сделали для вас небольшую шпаргалку.

У каждой авиакомпании свои правила относительно еды на борту. «Белавиа», например, кормит практически на всех рейсах, причем стоимость перекуса или горячего обеда уже включена в билет – отказаться нельзя. На бортах «МАУ» придется доплатить за питание – это распространенная практика большинства авиакомпаний. Обед можно заказать при покупке авиабилета на сайте, а можно заплатить прямо на борту. Относительно собственных «ссобоек» пассажиров перевозчики, как правило, лояльны – берите, но соблюдайте определенные требования. Есть и исключения – например, лоукостер AirAsia не приветствует бутерброды и прочую чужую еду на борту. Стоит узнать позицию авиакомпании по поводу перекусов заранее.

Что можно взять для перекуса во время полета:

  • орешки,
  • фрукты (нарежьте заранее, нож пронести на борт не получится),
  • конфеты,
  • шоколад,
  • печенье (желательно такое, которое не крошится и громко не хрустит),
  • бутерброды с несильно пахнущими компонентами.

При выборе продуктов для перекуса на борту вы ограничены двумя главными критериями – консистенцией и запахом.

Помните, что лимит жидкости, которую можно пронести на борт, ограничен 100 мл.

К жидким (а следовательно, запрещенным) продуктам относятся:

  • йогурт,
  • варенье,
  • соленья в банках,
  • пюре,
  • паштет,
  • консервы,
  • сироп,
  • масло,
  • майонез и кетчуп,
  • пудинг,
  • мягкий сыр.

Пронести эти продукты вы сможете только в том случае, если каждый из них – до 100 мл. Если таких баночек несколько, их необходимо упаковать в прозрачный пластиковый закрытый пакет общей емкостью до 1 литра. На досмотре служащий аэропорта должен видеть все, что лежит в этом пакете.

Запах продукта – это, скорее, этическое требование. Стоит уважать своих соседей по креслам и не брать с собой в качестве перекуса, например, вареные яйца, курочку (вы же не в поезде, в конце концов! Хотя и в поезд тоже не стоит, наверное), морепродукты или сало со свежим чесночком. Мы верим, что идея взять последнее не придет вам в голову.

А что же детское питание? Для малыша до двух лет вы можете взять все необходимые на время полета жидкости – сок, смеси, молоко.

О чем еще стоит помнить? На рейсах в страны Шенгенской зоны не стоит брать с собой мясные и молочные продукты – их провоз в эти страны запрещен.