Готическая церковь в быково. Что будет полным, наконец". "В восточной части флигеля находились апартаменты графини. Здесь на стенах можно увидеть аллегории утра, дня, вечера и ночи в виде прекрасных фигур девушек. А в будуаре — люнет, изображающий "триумф

До этого нам уже дважды приходилось посещать Быково - и все время почему-то невезло с погодой. Накануне поездки посмотрели прогноз - Гисметео обещал ясный солнечный день.

Просыпаемся в 8 утра, выглядываем на улицу - небо затянуто тучами, а снег падает крупными хлопьями без остановки. При этом все источники прогнозов обновились и показывают тучи и снегопад в течение дня, лишь оптимистичный Яндекс утверждает, что в Москве якобы сейчас солнце. Я уже подумывал остаться дома, а Юля все же хотела ехать. Чтобы не спорить, подбросили старинный "пятачок" 1991 года, который я еще в школе (да и в институте тоже) брал с собой на экзамены, чтобы получить "отлично". :) Монетка дала понять, что надо ехать. Ну мы поехали - и не прогадали!

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В. И. Баженову, по другим - М. Ф. Казакову или А. Н. Бокареву.


Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.


Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.


Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху, окружает ее ряд таких же шпилей.


Весь декор храма необыкновенно богат.


По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна...

...Между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы.

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась собственно как колокольня с площадкой для звона, вторая - для часов.


Посмотрим на декор поближе.




Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского.


В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Нынешнее здание усадьбы построено в 1856 г. архитектором де Симоном на подвалах предыдущего усадебного дома. В настоящее время в нем располагается действующий туберкулезный диспансер. В 1704 году Петр I пожаловал это село ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Правнук воеводы князь Михаил Семенович закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой А. С. Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму.


«Полумилорд, полукупец.

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.»


В 1775 году Екатерина II посетила множество подмосковных усадеб, в том числе и усадьбу в Быково. Поместье выглядело крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Стерпеть такого позора граф не мог. Он тут же пригласил главного архитектора России Василия Баженова, чтобы тот осуществил перепланировку имения и парка.


Баженов охотно принялся за работу. Он поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда.



С именем В. И. Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична. Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. К сожалению, изящного мостика на остров уже не существует, и добраться до беседки летом теперь можно лишь на лодке. А вот в холодное время года к ней можно попробовать пройти по льду, но мы тогда не решились.


Вернемся же ко дворцу. Внутри он был отделан в английском стиле. Стены двусветной столовой обшиты дубом, под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых. Хранилась здесь и воронцовская библиотека XVIII века, и портрет знаменитой княгини Дашковой (подруги Екатерины II) работы Левицкого. Все растаяло и унеслось в вихре времени, как и сам баженовский дом...

Дополнение от наших читателей: Как проехать в Быково?

Из Москвы к баженовскому храму лучше ехать по Новорязанскому шоссе (Волгоградскому проспекту),а затем по шоссе на Жуковский (поворотов с Новорязанского шоссе на Жуковский несколько, подходит любой).

В селе Островцы,у поста ГАИ поворот налево (указатель на Жуковский и аэропорт Быково). Ранее повороты с этими указателями уже были (они также ведут к цели, так что если свернуть раньше, ошибки не будет). С мостов через реку Пехорку и Быковку, правее по ходу, виден парк, поднимающийся по склону берега, и башня дворца. Церковь не видна, она восточнее, за парком. Далее, чтобы не запутаться в многочисленных улочках поселка, лучше доехать до шоссе на Жуковский и повернуть по нему направо (в эту точку сходятся все варианты подъезда).

Справа вдоль шоссе тянутся одноэтажные домики поселка, а за ними уже можно различить шпили баженовского храма. В том месте, где кончается одноэтажная застройка (дальше - многоэтажные дома), нужно повернуть с шоссе направо и затем еще раз направо, на улицу, параллельную шоссе (но уже в обратном направлении). Эта улица подводит почти прямо к церкви (она будет видна слева в торце короткого поперечного проезда).

По времени час-полтора в зависимости от загруженности дорог в сторону области, имхо.


Одна из самых необычных церквей - Владимирская церковь в Быково, Она уникальна не только потому, что принадлежит к романтизму и псевдоготике, но и потому, что храм имеет в плане форму овала или вытянутого эллипса, что никогда не практиковалось в русском храмовом зодчестве.
Возникновение села Быково относится к 14-му веку и впервые оно упоминается в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в начале 17-го века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова.
Является архитектурным памятником времен Екатерины Великой.









В старину на просторных лугах, расположенных в междуречье южнее Быково, находился скотопрогонный пункт, где откармливался скот перед его отправкой в Москву. Не исключено, что наименование села как раз и связано было с этим событием. Кстати, существовавший до революции в этих местах трактир тоже носил похожее название - "Бычий". В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано ростовскому воеводе Иллариону Воронцову "за заслуги перед Отечеством». Во второй половине 18-го века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Новый владелец был одним из участников дворцового переворота 1762, в результате которого на престол взошла Екатерина II.
В течение ряда лет он был начальником Экспедиции Кремлевского строения, с которым были связаны по службе В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Для перестройки усадьбы М. М. Измайлов привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени - В. И. Баженова. Архитектор горячо взялся за работу и принял смелое решение в корне изменить облик барской усадьбы Новый дворец он решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Одновременно с дворцом В. И. Баженов решил создать новый, по-настоящему архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.














Двухэтажный дворец из красного кирпича, несмотря на незначительные переделки, выполненные чуть позже швейцарским зодчим Бернардом Симоном, почти полностью хорошо сохранился до наших дней и производит яркое впечатление.
Его четыре фасада не повторяются. Так, например, южный фасад выполнен в классическом стиле и его украшает великолепный портик с кариатидами - колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон. Перед портиком находится гульбище, обрамленное балюстрадой с вазами. Слева от дворца стоит высокая башня, на которой был установлен телескоп. Здесь же находились солнечные часы. С северной стороны в центре фасада можно увидеть парадную лестницу, украшенную греческими вазами. Парк был пейзажного типа (на английский манер). Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, владельцы которого, покупали во Франции за золото. Эта аллея находилась восточнее дворца и пролегала до ближайшего пруда. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб.
К сожалению, после революции не сохранились ни аллея из роз, ни здание Эрмитажа, которое было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория. Деревья парка окаймляют два пруда, на одном из них сохранилась баженовская беседка - Храм Цереры - принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца 18 в. Беседка-ротонда имеет три поставленных по кругу пилона, чередующихся с коринфскими колоннами, несущими полусферу купола. Медальоны на стенах пилонов были украшены барельефами, ниши в интерьере - статуями.

Жемчужиной всей усадьбы, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери.
К центральной части храма примыкает трапезная, увенчанная ротондой и крестом. Вход на второй этаж храма возможен через дивную двух-маршевую белокаменную лестницу с балюстрадой. Над кровлей храма возвышаются две башенки, одна из которых предназначалась для установки часов, а на другой было водружено семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький - всего 70 фунтов. В конце 19-го века рядом с церковью была построена большая колокольня, но так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым.


После смерти М. М. Измайлова, у которого не было наследников, усадьба в Быково
перешла во владение к Воронцовым- Дашковым.
В начале нынешнего века в усадьбе Быково сменился хозяин: им стал инженер-путеец Иван Николаевич Ильин. Однако фактическим владельцем усадьбы до революции
была его жена, помещица Екатерина Андреевна. Существует романтическая легенда, что один из Воронцовых Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин, на котором присутствовала и его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить этот дворец. Жена, узнав от одного из своих слуг об этом обещании, потребовала немедленно продать усадьбу. Так ее хозяевами стали Ильины. Но недолго им пришлось ею владеть. В России вспыхнула революция, к власти пришли большевики, которые вскоре и национализировали усадьбу в Быково. Старожилы вспоминают о том, как однажды утром они увидели идущую с небольшой котомкой на станцию Быково бывшую владелицу усадьбы, которая переехала на житье в Москву, где и прожила на Арбате до самой войны.







Ну, а как сложилась судьба бывшей усадьбы? Сразу после ее так называемой национализации, она была передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца стали постепенно исчезать дорогие картины, ковры, старинная мебель, хрустальные люстры. Потом сломали орган, серебряные трубы которого еще долго валялись в разных местах заброшенного парка. Исчезла розовая аллея, полностью была разрушена оранжерея, загажен святой источник, куда круглый год приходили за целебной водой верующие люди. Потом часто стали меняться арендаторы дворца, и чем их больше менялось, тем потери становились все ощутимей.
В конце концов, исчезли конюшня, оранжерея и был разобран на кирпичи Эрмитаж. А когда после войны арендатором дворца стал санаторий 4-го Управления Минздрава, то восточная часть парка была застроена жилыми домами и гаражами, а рядом с дворцом появились спальные корпуса барачного типа. В настоящее время парк находится в не очень надлежащем виде, дворец тоже постепенно разрушается, если так пойдет и дальше от былого великолепия не останется и следа. А чтобы лишний раз туристы не задавались вопросом об истинном происхождении сего чуда, рядом появилось пугающее учреждение...


Как видим, основные действия происходят в эпоху Екатерины II, где переписывалась вся русская история. Белокаменный храм переходил из рук в руки, архитекторы русские и иностранцы, а после окончания строительства храма, через 40 лет строят такую же по стилю колокольню. Всё это напоминает историю храма Знамения Богородицы в Дубровицах, об этом был пост. В России белокаменным храмам не повезло, они не вписывались своим видом в историческое построение, те, что дошли до нас под разной историей, это для нас удача. Как тут не вспомнить белокаменный Боголюбский монастырь Рождества Богородицы недалеко от Владимира. Когда стали проводить раскопки под его стенами, оказалось, что он построен на другом храме и большей частью перестроен.





Но давайте беречь то, что сохранилось до наших дней. Наши предки умели строить не только с помощью топора и бревна, но как видим, были отличными каменных дел мастерами.


Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной версии проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.



Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.










Церковь в селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа.

В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быково новую церковь, и в 1789г осуществил это намерение.


Вход на второй этаж в церковь Владимирской иконы Божией Матери.Четыре года назад можно было подняться по этим красивым ступеням на верх, посмотреть церковную библиотеку, красивое убранство, сейчас это невозможно из-за ветхости и разрушения лестницы.


Над входом в нижнюю церковь сохранилось панно.



Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.



Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Разные кресты???

В одном храме находятся две церкви.



Основной объем завершается ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами.

Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.




Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов.
Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.


В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.




Внутри храма своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
На самом деле очень маленькое и низкое внутреннее помещение, свет дневной почти незаметен, только свечи горят. Перед алтарём, на потолке прекрасная картина "Рождение Христа" - глаза невозможно отвести.
Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.

В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В глубине старинного (точнее запущенного парка), расположена сама усадьба Быково, то что от нее сохранилось.





Баженовская беседка на искусственно созданном острове.




Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова и упомянутая выше беседка.










Дворец в усадьбе Быково.

Всё же в Подмосковье нет подобной красоты, как этот ансамбль из усадебного дома и особенно готического храма.
Добраться сюда можно на электричке с Казанского вокзала до ст. Удельная, далее маршрутка до остановки "Храм".

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.



Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.



Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский. Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.


Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.


Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.



Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.


В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.










В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.


Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.


Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.


Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.