Природная зона

Ледяная зона Сделала: Мишина Лиза

Сегодня мы ответим на вопросы: Что такое ледяная зона? Где находится ледяная зона? Какие бывают животные ледяной зоны? Какие бывают растения ледяной зоны? Есть ли особенности у ледяной зоны? Живут ли там люди? Какие животные ледяной зоны занесены в Красную книгу и по каким причинам?

Что такое ледяная зона Ледяная зона- часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.

Расположение Ледяной зоны Ледяная зона расположена на самом севере страны. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Какие бывают животные ледяной зоны Летом в арктической зоне очень много птиц. Кайра, тупик, белый гусь, люрик, чёрная казарка, пуночка, белая сова, чистики, белая чайка, гагарки, поморники прилетают сюда высиживать птенцов. Большие гнездовья называют птичьими базарами. Также на ледяной зоне обитают тюлени и моржи, у них довольно толстая кожа которая защищает их от мороза, а у белого медведя ещё и очень густая, длинная шерсть. Также там обитают песцы- небольшие пушистенькие зверьки которые доедают остатки добычи белого медведя.

Белая сова, гагарка, кайра, поморник, тупик, белая чайка, чистик.

Птичий базар

Тюлени и моржи

Белый медведь

Растения ледяной зоны Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них-то и растут лишайники. В южных районах ледяной зоны кое-где можно встретить полярный мак, стелющиеся полярные ивы.

Лишайники

Полярный мак

Полярная ива

Особенности ледяной зоны Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике полярная ночь. С середины октября и до конца февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метёт пурга, температура воздуха нередко понижается до -60°. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы- полярное сияние. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Летом в Арктике полярный день. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но температура редко поднимается не выше 3-4°. Поэтому даже за полярный день льды не успевают растаять.

Живут ли на ледяной зоне люди Постоянных поселений в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через Северный Ледовитый океан проходит самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. На Севере людям помогают передвигаться собаки

Какие животные Ледяной зоны занесены в Красную книгу Занесены в Красную книгу такие виды, как белый морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал. В результате широкого хозяйственного освоения Арктики всё больше её пространства становятся непригодными для жизни северных животных, всё заметней сокращается их численность. Основные причины: загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки).

Крупным животным трудно жить рядом с человеком. Чтобы уменьшить контакты человека и животных, создаются заповедники и заказники. Заповедник «Остров Врангеля»

Спасибо за внимание!

Ледяной зоной называют пространство вокруг Северного полюса, на бескрайних просторах Северного Ледовитого океана . Здесь даже в разгар лета находятся нагромождения льдов. Это настоящая ледяная пустыня, вокруг нет никакой растительности.

Почвы здесь, можно сказать, нет, так как для её образования, помимо минеральных частичек (песок, глина), нужны и органические, образующиеся от разложения растительных остатков. Но в этой зоне то ничтожное количество растительных остатков, которое дают мхи, лишайники и водоросли, не может перегнить из-за низких температур.

Если нет растительности, значит, нет и животных, которые бы питались растениями. Все животные этой зоны: белые медведи , моржи , тюлени, птицы , прилетающие сюда в тёплое время года , и другие — питаются исключительно тем, что даёт море (рис. 130).

Чем дальше на юг, тем меньше становит-ся льдов. Уже появляются чистые ото льда участки океана. К югу от ледяной зоны в северном полушарии простирается зона тундры . Куда только ни кинешь взгляд, всюду однообразная картина: тёмно-зелёные мхи, седые пятна лишайников, яркие цветы, карликовые берёзки, болота , озёра .

Климат в зоне тундр уже теплее. За короткое лето с незаходящим солнцем снег полностью тает. В тундре уже есть тонкий слой почвы. Правда, перегноя в тундре мало — ведь лето там короткое, прохладное, много болот — всё это замедляет разложение органических веществ (рис. 131).

Почему же ледяная зона, где не было никакой раститель-ности, сменилась зоной тундры, где хотя и скудная, но расти-тельность всё же есть? Ответ можно дать только один: климат в тундре немного теплее, поэтому появилась и растительность.

Изменился климат (он стал теплее, чем в ледяной зоне) и изменились другие элементы природы — появилась почва, растительность. Есть растительность, значит, имеются и животные, которым эта растительность служит пищей (олени, пеструшки, зайцы). Существуют травоядные животные, значит, есть и хищные — совы, песцы , волки . Итак, изменение климата повлекло за собой изменение почв, растительности и животного мира.

Дальше на юг начинают появляться деревья. Их немного. Они маленькие, с кри-выми стволами, но с каждым километром деревьев становится всё больше и больше, и, наконец, убегая к горизонту, темнеет бескрайнее море леса: чернеют стройные силуэты елей, краснеют стволы сосен, бросается в глаза свежая зелень берёз и осин. То расступаясь у городов, то снова плотно сжимаясь, простирается лес. Чем дальше к югу, тем теплее климат, все меньше и меньше видно хвойных деревьев — на смену им пришли более теплолюбивые породы: дуб, липа, клён. Огромные лесные массивы тянутся широкой полосой к югу от тундры. Это зона лесов умеренного пояса (рис. 132).

Земная поверхность в лесной зоне получает от солнца больше тепла, чем в тундре, и это способствует произрастанию здесь самых разнообразных древесных пород. Но не все деревья одинаково требовательны к теплу. Так, хвойные: ель, сосна, пихта, лиственница — морозоустойчивы, поэтому они растут в север-ной части зоны; широколиственные: дуб, клён, липа, вяз и ясень — преобладают на юге этой зоны. В лесной зоне (не так, как в тундре) достаточно тепла, чтобы опавшие листья, хвоя, сухие ветки, шишки могли разлагаться. Слой почвы в этой зоне достигает толщины уже нескольких десятков сантиметров. Прав-да, избыток воды (осадков выпадает 500-600 мм), просачиваясь в глубину, уносит с собой часть питательных веществ, отчего на глубине 15-20 см почва имеет цвет золы и её называют подзолистой.

Более тёплый, по сравнению с тундрой, климат, пышная растительность способствуют развитию в зоне лесов разнообразного животного мира. В лесу животным легко прятаться от врагов, да и пищи много: семена и плоды деревьев, ягоды, грибы .

Южнее всё чаще попадаются больше безлесные участки и лес виден не сплошным массивом, а отдельными рощицами. Это — лесостепи .

Южнее зоны лесостепей открывается безбрежная равнина , почти сплошь занятая посевами различных сельскохозяйствен-ных культур . Это зона степей (рис. 133).

Климат в степях более тёплый, чем в лесной зоне, но осадков выпадает немного (200-400 мм), по-этому здесь леса уступили место травянистой растительности. Лето жаркое и сухое. И деревья, которым нужно много воды, уступили здесь место травам (ковыль, типчак и др.); они более экономно расходуют воду. Все питательные вещества, образующиеся от разложения органических остатков, остаются в почве. Они не вымываются в глубину. Почва поэтому имеет чёрный цвет (чернозём) и очень плодородна.

Почти все животные зоны степей живут в норах или строят себе гнёзда на земле. Суслики, хомяки, полевые мыши и другие грызуны питаются растительной пищей. Они же в свою очередь служат пищей хищникам: лисицам , хорькам, ястребам, коршунам.

К югу от степей пред-ставляется всё меньше и меньше зеленеющих полей, и, наконец, они совсем исчезают, усту-пая место пространствам, почти лишённым растительности. Это — зона пустынь .

В пустынях климат ещё более жаркий и сухой, чем в степях (рис. 134). Температура воздуха в летние дни достигает иногда +50°, а песок раскаляется до +80°. За год осадков выпадает менее 200 мл, а есть места, где в отдельные годы не выпадает ни капли дождя.

Почвы пустынь отличаются малым содержанием перегноя. Из-за недостатка влаги растительность очень скудная. Она представлена отдельными кустиками трав и полукустарниками (песчаной осокой, полынью, кактусом и др.) и изредка зарослями низкорослых деревьев (например, саксаулами). Почти все растения имеют длинные корни, с помощью которых они достают воду с большой глубины. Так, корни саксаула достигают длины 20 — 25 м.Чтобы меньше испарять влагу, многие расте-ния лишены листьев

Животный мир пустынь также приспособлен к жаркому и сухому климату. Верблюд, например, может по целой неделе обходиться без воды и утолять жажду даже солёной морской во-дой. У других животных от морской воды жажда усиливается.

По обе стороны Экватора, где в течение всего года много света, тепла и влаги, растут тропические леса (рис. 136). Если леса умеренного пояса состоят из нескольких пород (ель, сосна, пихта, лиственница, дуб, клён, берёза, и некоторые другие), то в многоярусных тропических лесах тысячи различных пород деревьев, среди которых трудно отыскать два дерева одной и той же породы.

Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен учителем

начальных классов МБОУ

ООШ №30

Леошко Еленой Анатольевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I . Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II . Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III . Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV . Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V . Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

    Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

    Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

    Лесная зона

Песня «Друзья леса»

    Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

    Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт. Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы - сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

VI . Этап испытания проекта

Учитель. В результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для сравнительной характеристики природных зон, которую позже мы распечатаем для всех ребят – участников проектной деятельности.

Учитель. Давайте теперь сменим вид деятельности и поработаем «испытателями»

Дети одной группы задают вопросы другой группе. Например: «В каком тепловом поясе находится тундра?», «Какая зима в лесной зоне?», «Какие животные обитают в пустыне?» (2,3)

VII . Итоги урока

Учитель. Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

Ученики. Учиться обрабатывать и систематизировать информацию; создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон».

Учитель. Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встретились? Что понравилось, показалось наиболее интересным? (5)

Использованная литература

1. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2 класс. Методические рекомендации для учителя под ред. А.А.Вахрушева.

2. Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 часть. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

4. Уроки окружающего мира 1-3 классы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. ООО «Планета» 2010 г.

5. Повторение и контроль знаний «Окружающий мир» 1-2 классы. Электронное приложение.

6. Мастер-класс учителя начальной школы. ООО «Планета» 2011 г.








Летом в Арктике – полярный день. Зимой-полярная ночь. Полярная ночь длится с середины октября и до конца февраля. Солнца совсем не видно, дуют сильные ветры и метёт пурга. Полярный день длится несколько месяцев. Круглые сутки светло. Полярной ночью можно наблюдать – Полярное сияние. Смена времён года.


Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Мхи, лишайники, полярные ивы. Почвы почти нет поэтому лишайники образуются на камнях,похожи на серую накипь. Полярные ивы можно принять за травянистые растения высотой они всего 5-10 см. Растения.


Летом в арктической зоне очень много птиц. Чайки, гагарки, поморники прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают гнёзда на разных этажах, такие большие гнездовья называют ПТИЧЬИМ БАЗАРОМ. Несмотря на короткое лето птицам удаётся выкормить своё потомство. Основной пищей птиц является рыба. С приходом осени птицы улетают в более южные районы. Птичий базар.


Тема: Ледяная зона.

Цели урока: на примере ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны; формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона", умение находить и показывать ее на карте, воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Оборудование : учебники, карта природных зон России, плакат по ледяной зоне, иллюстрации животного и растительного мира Арктики, презентация (на диске).

^ Ход урока.


  1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы

Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану: (на доске)


  1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов).

  2. Растения ледяной зоны (группа биологов).

  3. Животные ледяной зоны (группа зоологов).

  4. Арктика и человек (группа экологов).
Даем слово группе географов.

Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Дадим слово группе биологов.

Растения ледяной зоны.

Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

ФИЗМИНУТКА

Дадим слово группе зоологов.

^ Животные ледяной зоны.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Слово нашим экологам.

Арктика и человек .

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

^ 3. Работа над обобщением материала.

Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

^ 4. Закрепление пройденного.

Решение кроссворда "Арктика".

Если правильно отгадаешь кроссворд, то по центру прочитаешь слово.

Вопросы.

1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

5. Самое распространенное растение полярных районов.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.


1.

2.

3.

5.

7.

Ответы. 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.

5.Домашнее задание.

Статья из учебника на стр. 66-73, ответы на вопросы.

**Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.