Путешествие по каналам. Речные круизы

Самое быстрое, за сколько мне удавалось доехать из Дубны в Москву на машине, было 39 минут. Это же расстояние на катере я преодолел за 14 часов. Во-первых, по каналу нельзя идти со скоростью быстрее, чем 12 км/ч, а во-вторых, мы шлюзовались 6 раз, поднявшись в общей сложности на 49 метров. Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по Каналу имени Москвы...

Раньше мой катер стоял в Дубне, и я частенько катался на нем по выходным. В последние 2 года я чаще бывал за границей, чем дома, и катер пылился на суше, поэтому я решил перегнать его в Москву и кататься на нем по вечерам. Сам я перегонять его не решился и нанял профессионального капитана. И вот дождливым утром в прошлый четверг в 8 утра я, капитан и юнга (мой друг) отшвартовались от причала Дубненского яхт-клуба FordeWind и пошли по Волге в сторону шлюза №1 Канала имени Москвы:

Периодически шел дождь. Такую погоду я называю "хмурая хмарь":

Одеты мы были тепло и к путешествию готовы:

Мы прошли мимо Дубны:

Со всеми шлюзами мы договорились о шлюзовках заранее. Хоть для маломерных судов это и бесплатно, но мне пришлось съездить в Главное Управление Канала имени Москвы и заключить с ними договор о прохождении шлюзов.

Первая шлюзовка нам была назначена на 9 утра, и мы подошли к шлюзу №1 по расписанию за длинной баржой Окский-45:

Перед каждым шлюзом мы докладывали по форме диспетчеру: "Шлюз такой-то, яхта такая-то подходит оттуда-то. На борту все исправно. К шлюзованию готовы. Объясните порядок шлюзования". Диспетчер запрашивал у нас номер договора, говорил, в каком порядке заходить в камеру шлюза и к какому рыму (поднимающийся по направляющим бакен с крюком) швартоваться. Нельзя входить в шлюз, пока предыдущий пароход не доложит о том, что он пришвартовался и "к шлюзованию готов". Матрос, привязывающий корабль к рыму, должен обязательно быть в спасжилете:

После того, как все пришвартуются и доложат о готовности, ворота шлюза медленно закрывают:

Диспетчер предупреждает, что он начинает наполнение камеры, и что мы должны следить за швартовами. Нам всегда выделяли рым сразу у входа для того, чтобы нас не подбрасывало на подводных гейзерах, наполняющих камеру шлюза у дальних ворот:

Бурлящая вода взбивала много пены, и к концу шлюзовки она заполняла всю акваторию:

В этом шлюзе мы поднялись на 11 метров:

Если передние ворота открываются в разные стороны, то задние уходят под воду по направляющим дугам:

В шлюз мы зашли в 9 утра, а вышли в 9:40. Сама шлюзовая камера наполнялась 13 минут, а остальное время мы ждали пока длинный Окский-45 с приставкой (еще одна баржа, которую он толкал перед собой) закончит маневрирование:

Шлюз №1 - это головной узел сооружений Канала им. Москвы, образующий Московское море. На выходе из него раньше стояли 2 огромные статуи, смотрящие друг на друга с разных берегов - Ленин и Сталин. Во время Хрущевской оттепели статую Сталина взорвали, и сейчас здесь стоит одинокий Ленин работы скульптора Меркурова. Большинство дубненских свадебных кортежей приезжает сюда после росписи. Был здесь и я почти ровно 15 лет назад:

Через 500 метров мы вошли в устье Канала имени Москвы. Вход в канал охраняют две заградительные башни с аварийными воротами. Вода в канале - это водный резерв Москвы. В случае прорыва плотины у шлюза №1, эти ворота будут закрыты, и Москва сможет продолжить пользоваться водопроводом и канализацией:

Перед воротами мы прошли мимо первой паромной переправы:

Мы связались с паромом по рации, он остановился и опустил трос на дно, чтобы мы не зацепили его винтами. Люди, стоящие в очередь на переправу, были вынуждены ждать, пока мы пройдем мимо:

Разрешенная скорость в канале - 12 км/ч. Диспетчера засекают время, за которое вы дошли от одного шлюза до следующего и сильно ругаются, если Вы превысили скорость. В наказание, они могут не пустить Вас в шлюз и продержать на рейде хоть до следующего утра (такой случай был у моего капитана). Расстояние от первого шлюза до второго 16 с половиной километров, и обгонять Окский-45 не имело большого смысла, но, во-первых, он тащился со скоростью 8 километров в час (экономил топливо), а, во-вторых, сильно вонял:

Вторая паромная переправа рассчитана только на переправу людей:

Пока паромщик "курил бамбук", с другой стороны канала скопилась очередь из собирателей ягод и дачников:

Недавно кто-то меня спрашивал, куда пойти в Подмосковье с палаткой? Вдоль берега канала стоят много палаточных городков. Можно приехать на электричке до станции Карманово или Мельдино и найти уютное место на берегу. Вдоль всего канала идет Дмитровское шоссе, а по самому берегу узенькая грунтовка:

Перед вторым шлюзом мы связались по рации с третьей паромной переправой, и процедура с тросами повторилась:

Вдоль всего канала по обоим берегам стоят фонари, обозначающие фарватер и помогающие при ночной навигации:

Круизы выходного дня с отправлением из Москвы наиболее популярны среди москвичей и гостей столицы. Это обусловлено их небольшой продолжительностью, отсутствием необходимости оформлять отпуск, относительной дешевизной в сравнении с многодневными рейсами.

С северного речного вокзала Москвы на три дня можно отправиться в:

С южного речного вокзала в:

Более отдалённые от Москвы города для трёхдневных круизов недоступны. Дело в том, что все эти города находятся на побережье Волги, которая соединена с Москвой . Его протяженность 128 километров. На этом пути теплоходы проходят каскад из шести шлюзов. А, учитывая, что по каналу теплоход за время круиза проходит дважды, это занимает довольно длительное время (как правило ночное). В результате путь до Твери занимает около 20 ч., а до Углича почти сутки. Примерно столько же времени идет теплоход от Южного речного вокзала до Канстантиново.

Время отправления и прибытия

Из Москвы в круизы выходного дня теплоходы отправляются в пятницу вечером: в 17:30, 19:30 или 21:30. До шлюза № 6, который открывает каскад из остальных шлюзов, теплоход идет в среднем 4 ч, так что следующие шлюзы теплоход проходит в ночные часы. Завтракают пассажиры уже на фоне волжских берегов.

Обратно в Москву теплоходы возвращаются обычно в 15:00, 20:00, 22:00.

Теплоходы

Как правило, короткие рейсы до Углича или Твери выполняют двух и трёхпалубные теплоходы. Это объясняется тем, что четырёхпалубные теплоходы задействованы на Питерском направлении. До Константиново ходят только двухпалубные теплоходы типа «Бородино» , так как глубины Оки и Москвы реки не позволяют использовать на этом маршруте теплоходы с большой осадкой.

Четырёхпалубные теплоходы активно задействованы в выполнении круизов выходного дня в начале и конце навигации.

Стоимость путевок.

Стоимость трехдневного круиза в стандартной двухместной каюте на средней палубе составляет в среднем от 7 до 14 тыс. руб. в зависимости от типа теплохода. В эту сумму включено: проживание в каюте, постельные и туалетные принадлежности, трёхразовое питание в ресторане теплохода, развлекательная программа на борту, методическое сопровождение по маршруту, экскурсионная программа на берегу. За дополнительную плату: бар, сауна, парикмахерская, массаж и пр.

Примерная экскурсионная программа

На выбор:
1. Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением территории Кремля, Спасопреображенского собора, церкви Царевича Дмитрия «На крови», музея водки.
2. Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением действующего женского Алексеевского монастыря и галереи современного православного искусства и живописи «Под Благодатным покровом».

В Твери.

На выбор:
1. Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением музея Тверского быта.
2. Обзорная пешеходная экскурсия по городу с посещением музея Салтыкова – Щедрина.

В Мышкине.

На выбор:
1. Обзорная пешеходная экскурсия "К мышам на старую мельницу" (посещение старинной мельницы, экспозиции "Амбарные мыши", музей "Русские валенки", дома ремесел, выставки "Лен", посещение Верхнего бульвара, Успенского собора и Мемориала 60-летия Победы.)
2. Обзорная пешеходная экскурсия "Мышиное царство" (посещение ТК "Дворец мыши") музей "Русские валенки", Верхнего бульвара, Успенского собора и Мемориала 60-летия Победы, выставки "Мышкин в старых фотографиях".

В Калязине.

Пешеходная экскурсия по Заречной части г. Калязина «Загадки затопленного города» с посещением краеведческого музея, Введенской церкви, выставка-продажа «Калязинские валенки» и «Русский лен».

В Константиново.

Обзорная пешеходная экскурсия с посещением дома-музея С.А. Есенина и усадьбы Л.И. Кашиной.
Дополнительная экскурсия: Поездка в Свято-Иоанно-Богословский монастырь (с посещением святого источника).

Помимо перечисленных городов, на пути следования теплохода у вас будет возможность увидеть и другие старинные прибрежные города, интересные своими достопримечательностями:

Дмитров – древнерусский город с великолепными панорамами золотых куполов церквей, основанный в 1154 году;

Конаково, славящийся минеральной водой и заводом по разведению осетровых рыб;

Кимры – былая столица обувщиков и город купеческих ярмарок;

Сосенки – зелёная стоянка на живописном берегу Волги.

Круизы выходного дня станут великолепным началом вашего увлечения речным туризмом или комфортного отдыха на воде вдали от городской суеты.

Эта экскурсия редкая птичка, но она того стоит! :) Во-первых, для тех, кто интересуются устройством шлюзов, что такое шлюзы и с чем их едят. Во-вторых, для тех, кто устал от городской суеты, кому хочется просто насладиться размеренным покачиванием теплохода и ярким солнышком. В-третьих, для семей с детьми, увлечь маленьких человечков необычным механизмом проще простого:)

Кроме того, маршрут очень красивый, теплоход через шлюзы пройдет и по зеленой зоне Москвы, и по архитектурным памятникам города, и даже Москва-сити успеем посмотреть.

Преимущества тура :

  • «Живая» и очень интересная экскурсия по шлюзам Москвы от гида;
  • Захватывающий маршрут по реке вдоль парков и каменных набережных;
  • Огромное количество интересных фактов о шлюзах Москвы;
  • Эксклюзивная поездка из Москвы , которая проходит раз в месяц и реже;
  • Двухпалубный теплоход трамвайчик с небольшим количеством посадочных мест;
  • Кафе и бар на борту теплохода;
  • Скидка при покупке билета на сайте.

Вы увидите ТОП-7 достопримечательностей:

  • Северный речной вокзал
  • канал имени Москвы
  • Щукино
  • Серебряный бор
  • Крылатское
  • Фили
  • Москва-Сити

Маршрут :

Речная экскурсия по шлюзам и каналу имени Москвы отправляется от причала Северный речной вокзал или от Международной выставки - все зависит от очередности открытий шлюзов. Соответственно, маршрут не круговой, если отправились от Международной выставки, то высаживаемся на Северном Речном вокзале и наоборот:)

Пройдем три шлюза 7,8 и 9 (Карамышевский гидроузел) - общий перепад высот составит 39 метров! После того как теплоходик попадет в шлюз и массивные ворота закроются, пускается вода и теплоход мееедлено поднимается на 10 метров:) То, что ты увидишь - видят только капитаны речных судов и вот теперь ты:)

Теплоход :

По маршруту ходят четыре теплохода: Портъ-Артуръ, Император, Кристалл или Анна Каренина. Все вместимостью до 40 человек. На теплоходе есть открытая и закрытая палуба. Верхняя - открытая и с навесом от непогоды, а нижняя - закрытая с панорамным остеклением и кафе-баром.

Покупка билета:

Прогулка по шлюзам Москвы проходит крайне редко, билеты лучше приобрести заранее. Удобнее это делать через сайт. Просто нажимай кнопочку «купить билет» и проверь расписание

Программа

Можете ли вы поверить, что в начале тридцатых годов прошлого века Москва-реку в районе Кремля можно было перейти вброд?
И если бы не строительство грандиозного Канала им. Москвы , буквально влившего живые волжские воды в иссыхающее русло Москвы-реки и напитавшего живительной влагой обширные подмосковные водохранилища, судьба самого колоссального мегаполиса страны была бы весьма туманной…
Наше уникальное путешествие – это увлекательный экскурс в историю главной водной артерии нашего города, это великолепные виды с борта красавца-теплохода и близкое знакомство с работой мощных «клапанов» этой артерии – московских шлюзов .
Украшением программы станет 3-х часовая прогулка на теплоходе по Икшинскому и Пестовскому водохранилищам. А уникальная возможность насладиться редким, если не сказать экзотическим, зрелищем шлюзования «изнутри», нам представится на борту красавца-теплохода при прохождении одного из самых красивых щлюзов канала им. Москвы. Шлюз в Икше не только уникальное гидротехническое сооружение, но и великолепный архитектурный шедевр сталинского «ампира». Невероятное зрелище и чудесные фотокадры!
Берега водоемов очень живописны, зеркальная гладь воды завораживает, а из кают-компании доносится запах ухи. Обед от капитана с рюмочкой настойки будет как нельзя кстати. На корабле звучит музыка, все желающие смогут потанцевать или просто приятно провести время. Эксклюзивная «изюминка» нашего путешествия – посещение музея истории Канала им. Москвы . Здесь нас ждет погружение в историю строительства этого невероятного для своего времени гидротехнического сооружения, и масса правдивых, трагических, «закрытых» до недавнего времени подробностей постройки «Сталинского зеркального моста». Оценить масштабы этого сооружения помогут детали гигантских шлюзовых насосов и воротных агрегатов, которые не поместились в здании музея и хранятся снаружи. И, если нам повезет, экскурсию проведет сама основательница и хранительница музея, старейшая сотрудница канала им. Москвы, и непосредственная участница трагических событий его истории… Завораживающее чудо «живой воды», ее мощи и силы, невероятные перспективы и живописные виды, масса новых знаний и сотни великолепных фотоснимков – отличная альтернатива скучным выходным в городе!

Дополнительно оплачивается

Обед - 450 руб. (по желанию, при покупке тура)

Приглашаем на речную прогулку по шлюзам Москвы!

Судоходный шлюз - это гидротехническое сооружение, предназначенное для пропуска судов в зарегулированных водоёмах, где для поддержания необходимых для судоходства глубин, русло реки, канала или водохранилище располагается в разных уровнях, разделённых плотинами, не имеющими возможности пропуска судов, но обеспечивающих необходимый подпор и глубины в границах всего судоходного участка.

Шлюз состоит из камеры, верхних и нижних ворот, а также подходных каналов и причальных стенок.

Если теплоход заходит в шлюз «сверху» по течению, то после остановки, швартовки и закрытия верхних ворот, вода из шлюза начинает спускаться и теплоход начинает опускаться в камере на проектный уровень. После окончания шлюзования, нижние ворота открываются и теплоход продолжает движение. В случае, если судно двигается «снизу», против течения, то камера шлюза наоборот наполняется и уровень воды поднимается вместе с судном.

В Москве, в пределах черты города, расположены шесть судоходных шлюзов: 7, 8, 9 , 10 и 11 шлюза Канала имени Москвы, а также шлюз в составе Сыромятнического гидроузла на реке Яуза. До середины 30-х годов ХХ века, двухкамерный шлюз был устроен в нижнем течении Водоотводного канала, по этой причине одна из набережных в этом районе называется Шлюзовая.

Некоторые речные прогулки в Москве включают в себя прохождение одного или нескольких шлюзов Канала имени Москвы, иногда также проводятся прогулки на теплоходе по Подмосковью, с прохождением шлюзов «Трудкомунна» и «Андреевский», входящих в Москворецкую шлюзованную систему. Речных прогулок по Яузе, к сожалению, не проводится.

Шлюза №№ 7 и 8 - двухкамерные, пройдя шлюзование в одной камере шлюза, теплоход затем переходит в следующую и проходит шлюзование еще раз.

Между 7 и 8 шлюзами расположен уникальный канал, проложенный на рукотворном мосту из бетона, прямо под каналом проложено оживлённое Волоколамское шоссе: автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи проезжают прямо под каналом, по которому идёт теплоход.

После выхода из шлюза №8 теплоход выходит в русло Москва-реки, проходит Строгинский мост и по Хорошевскому спрямлению, которое также является частью Канала имени Москвы, выходит в небольшое водохранилище - Карамышевский разлив, который образован при помощи Карамышевской плотины, далее путь судов лежит в шлюз №9.

Шлюз № 9, расположенный в Карамышевском канале, спроектирован и построен с учётом предполагавшегося активного пассажирского судоходства внутри города и поэтому, имеется возможность шлюзования небольших судов в половину камеры, для этого, в центральной части камеры имеются дополнительные шлюзовые ворота. Шлюзование в половину камеры занимает в два раза меньше времени, чем шлюзование полной камеры, за счёт чего время шлюзования сокращается в два раза до 15 минут. К сожалению, эта опция 9-го шлюза давно не используется, дополнительные шлюзовые ворота находятся в нерабочем состоянии и законсервированы, а ведь при их использовании, добраться от Строгино до Москвы-Сити на обычно пассажирском теплоходе можно было бы всего за один час.

Десятый и одиннадцатый шлюза канала имени Москвы являются частью Перервинского гидроузла, построенного в 1935 году, в состав которого также входят водоёмная плотина с семью пролётами и Перервинская ГЭС. Десятый шлюз изначально предназначался на пропуска только крупных судов, а одиннадцатый - для шлюзования местного флота и прогулочных теплоходов, однако с начала 1990-х годов, одиннадцатый шлюз выведен из эксплуатации и шлюзование всех типов судов проводится в шлюзе №10. Для прогулочного флота, использование шлюза №11 было бы предпочтительнее, поскольку шлюзование в небольшом по размеру шлюзе проводилось бы быстрее. Шлюза Перервинского гидроузла имеют наибольший перепад уровней воды.