Конспект и презентация на тему "Древнейший Рим" (5 класс). Строительство рима в античность и раннее городское планирование


1560-1583 .

А теперь резко так перейдем к 1771 году.


Ничего не замечаете? Какая особенность у всех этих карт? Да они же почти одинаковые в плане границ города и застройки. Это очень хорошо видно по изгибу реки и Колизею. Я это могу еще понять для периода 1771 -1830 года. Но для 16 века это нонсенс. Город в принципе не может оставаться в своих границах на протяжении такого долгого периода, если только он не дегградирует.
А теперь попробуем подсчитать численность населения Рима для 1830 года. По Гугл Планета Земля я примерно вычислил его площадь. Получилось максимум 6 кв км. .В современном Риме плотность населения составляет 2197 чел./км² . Т.е. в начале 19 века население Рима не больше 10 тыс. человек. Если я где ошибся, поправьте меня. Поселок городского типа по нонешним меркам. А что там было в 16 веке? Думаю 1-2 тыс человек. И конечно тогда он не выглядел как на первых трех картинках. Соответственно возникает вопрос - а когда именно были построены все его знаменитые памятники истории? Например Колизей? Ну явно не до нашей эры а скорее всего где-нибуть в веке 17 . А то и позже. Он же фактически расположен на окраине еще даже в 1830 году. Вон на последней карте хорошо виден его овал.
Знаете, когда начинаешь подходить к истории с точки зрения численности населения в конкретные периоды, то очень многие моменты становятся видны в совершенно ином свете.

Благодарю моего френда tito0107 за карты и идею.

Дополнение: Внизу, в комментах, очень правильно обратили внимание на то, что в любом средневековом городе должен быть Кремль, в который люди уходили, когда на город нападали враги. Он и есть. Видите на последней карте в левом верхнем углу пятиугольник форта? Он был построен где то в 17-18 веке. Именно тогда так строили.А внутри форта черный квадратик. Это и есть скорее всего "Кремль" . Вон как он выглядит сейчас. Называется он Замок Святого Ангела.

Сам он небольшой, квадрат 80 на 80 метров, плюс башни по углам. Значит и город при нем тоже должен был быть небольшим. Иначе бы замок не смог вместить всех его жителей. Собственно город, скорее всего, находился на месте тех кварталов, что примыкают на планах к замку слева. Там сейчас располагается Ватикан. Это и был изначальный средневековый Рим. А вот уже много позже, где то наверно в 17 веке, начали строить на другой стороне реки.Почему именно в 17 ? Если бы это было раньше то обязательно бы построили новый большой замок на случай осады. А его нет. Тогда начинаешь понимать логику развития города и почему он к начале 19 века был такой маленький и малонаселенный. .
И сразу возникает логичный вопрос - так о каком Риме писали историки? Явно не об этой небольшой деревне.

Дополнение № 2:

Обратите внимание на то, что границы города, которыми служат крепостные стены, и застройка не совпадают. Причем очень сильно. На пустом месте можно чуть ли не еще один Рим построить.А так обычно не бывает. На всех планах тогдашних городов крепостные стены идут четко по периметру застройки.Во первых так просто экономнее. Во вторых чем больше протяженность стены чем больше нужно людей для ее защиты. И еще один не маловажный фактор. Тогдашние города обычно стояли на одном берегу реки. Что бы сама река служила естественной преградой для осаждающих. Плюс можно было сэкономить на материале для стен. Кстати вы знаете для чего перед стенами в то время рыли ров и заполняли его водой? Что бы исключить возможность подкопа, вода же давит на почву и если под ней образуется полость то вода тут же уходить в нее. По таким подкопам нападающие могли пробраться внутрь замка а когда изобрели порох, то в него закладывали пороховой заряд и просто взрывали оборонительную стену.

Мне кажется, что где то в 16-17 веке была на этом месте небольшая деревушка на десяток-другой домов. Стояла она месте Ватикана. Рядом находился замок, куда люди прятались во время войны и смуты. А потом вдруг власти решили на этом месте построить старинную столицу Римской империи. Причем с нуля. Строить решили с запасом. С надеждой, что она станет такой же большой как и остальные европейские города. Поэтому и соорудили такую длинную крепостную стену.

Вот план Парижа от 1720 года . Общая площадь там где то 12 кв км. Т.е. даже если принять современную плотность населения то получается где то 25 тыс человек.

И это начало 18 века.

В Риме, вместе с не застроенной территорией, будут те же 12 кв.км. Т.е. опять же 25 тыс человек максимум. И то если это с высотными зданиями.Как раз как Париж. На него наверно и ориентировались при постройке стен.

Но чем то это место народа не понравилось. И даже в начале 19 века это был маленький маленький городишко.

Чтобы окончательно понять, почему Рим называют вечным городом, в нем нужно не просто побывать транзитом, а обязательно провести хотя бы несколько насыщенных экскурсиями дней. В современном муниципалитете удивительным образом переплетены и связаны воедино античная древность и высокотехнологичное настоящее.

Контрасты веков

Взять хотя бы останки стен императорских терм, которые буквально теснят помпезный фасад главной железнодорожной станции мегаполиса. Вокзал был построен в середине XX столетия, а бани функционировали в эпоху правления Диоклетиана.

За Колизеем, который завораживает своим величием и безмолвием, с рыком и свистом проносятся мотоциклы и автомобили. А на том месте, на котором в античные времена располагался стадион, сегодня с гамом и криками, гоняя футбольный мяч, играют городские мальчишки.

Вот почему Рим называют вечным городом по истории и философии. Ведь подобных контрастов здесь хоть отбавляй. Старинная столица продолжает жить, но уже в обличье динамичного мегаполиса. Это ничуть не мешает ему сегодняшнему, а наоборот, привносит в его быт толику аутентичного колорита.

Рассветные часы


Итальянское утро пробуждается под мерный перезвон церковных колоколов, который доносится отовсюду. Соборов в Риме сотни. Спустя полчаса к ним присоединяются одинокие машины и единичные прохожие, спешащие по своим делам. Вечный город Рим и его жители просыпаются сегодня под какофонию автомобильных гудков, гомон незнакомых наречий и пряный аромат кофе.

Первые пешеходы на мостовых - уборщики и дворники. Скрупулезно и тщательно они собирают в огромные мешки и тележки «наследие» дня минувшего. Один за другим начинают работу кафе и закусочные, столики которых замирают в ожидании гостей.

Античный гений


Говорят, что время стирает все, но тут оно забылось. И это одна из причин, почему Рим называли в древности вечным городом. На его улочках и площадях запечатлены все эпохи, которые навечно вписаны в историческую летопись. Античные руины в нем чередуются с роскошными палаццо, возведенными в период Ренессанса. Вычурные дворцы и ансамбли в стиле барокко сменяют громоздкие здания, построенные в самом начале XX века.

Так, например, памятник Эммануилу II, воздвигнутый на центральной площади нашими современниками, соседствует с архитектурной композицией Капитолия.

Пытаясь соответствовать мастеру Микеланджело, итальянские архитекторы не только не превзошли легенду, а наоборот, еще раз подчеркнули его гениальность. Монумент правителю, объединившему страну, вышел чересчур громоздким и массивным. На его фоне дворцовые здания Капитолийского холма выглядят изящными и миниатюрными.

Особый визуальный эффект масштабности ансамбля Микеланджело достиг не за счет физических габаритов своего детища, а благодаря продуманной планировке. Если взглянуть на композицию с высоты птичьего полета, то станет очевидно, что все элементы образуют трапецию, основанием которой служит Комплекс сенаторов. Разве не удивительно? Вот почему Рим называют вечным городом!

Реалии и противоречия


Размещенный в самом центре площади Капитолия памятник Марку Аврелию приковывает к себе восторженные взгляды. Из-за особого ландшафта местности он находится на возвышенности, которая дополнена помостом. Рядом простирается и действующий муниципалитет, под окнами которого то и дело собираются протестующие против несправедливой политики по ЖКХ. Многие из них разбивают палатки и проводят на каменных мостовых недели. Разве вопрос о том, почему Рим - вечный город, все еще остается открытым?

Чтобы как следует разглядеть Римский форум, следует обогнуть Сенаторский комплекс. В свое время он играл роль главной площади, на которой толпились граждане Древнего Рима. На ней велись политические речи, встречались давние знакомые, велась бойкая торговля. До сих пор жители современного муниципалитета испытывают неподдельную гордость, глядя на окружающие Форум базилики и храмы, арки и статуи.

У истоков

Кварталы, простирающиеся вниз от Капитолийского холма, представляют собой обширную территорию, на которой по сей день чувствуется дыхание античных эпох. Она полна руинами колонн, щедро украшенных затейливой вязью из гипса и балясинами.

Тут же видны очертания портиков и толстых стен. Многие из них в вечном городе Риме практически разрушены, но имеются и такие, которые до сих пор не утратили свой первоначальный облик. Речь идет о триумфальной арке, дата сооружения которой относится к III столетию до нашей эры. Воздвигнута она была в честь многочисленных победоносных походов

Холмы и возвышенности


Относительно неплохо выглядит и колоннада форума Трояна. Она символизирует безоговорочную победу римлян над непокорными даками. Ее высота достигает сорока метров. Состоит она из восемнадцати блоков, каждый из которых изготовлен из белоснежного мрамора. Все вместе их объединяет массивный каменный пояс, декорированный фресками. Эти картины иллюстрируют жизнь людей тех времен. Урна с прахом Трояна хранится у подножия колоннады, ее украшает статуя апостола Петра.

Палатинский холм - еще одна достопримечательность Рима. На его возвышенности располагаются руины терм и дворцовых комплексов, которые некогда принадлежали царствующим особам. Для отделки их внутреннего убранства приглашались лучшие живописцы и мастера мозаичной кладки. Часть развалин, которые находятся в этой части мегаполиса, еще только предстоит изучить историкам и археологам. Вот почему Рим - вечный город и таковым останется навсегда.

Рим известен с древности, как город на семи холмах. Основатель древнего города Ромул вначале облюбовал один из них - Палатин и начал возведение своего дворца на нем. Остальные холмы были задействованы постепенно.

Описание холмов Рима

Они невысокие в среднем едва достигают 50 метров. Вначале на их вершинах жила древнеримская знать, а обычные горожане строили свои жилища в долинах, у подножья этих холмов.

Семь холмов Рима начали застраивать с расположенного по центру города – Палатина. Потом произошло заселение Эсквелина, позже римляне заняли Капитолий и Квиринал. А тройка оставшихся холмов была задействована практически одновременно.

Маршрут «7 холмов»

Посетить их все вполне под силу самостоятельно, возле каждого возвышения имеется отдельная станция метро, так что заблудиться практически невозможно. Наметив себе план поездки, стоит заранее определиться, что и где лучше посмотреть, помочь в этом сможет краткий обзор каждого из 7 холмов Рима.

Палатин

Холм, на котором был основан Рим. Его вершину использовали для постройки шикарных дворцов римские императоры и патриции. Их развалины до сих пор бережно хранятся римлянами, они впечатляют своей нерушимостью и грандиозностью. Среди величавых зданий сохранились:

  • дворец Августов;
  • термы Септимия Севера;
  • сады Фарнезе. Они были высажены еще в XVI веке. Сейчас сады радуют цитрусовыми деревьями;
  • дворец Флавия. Вблизи него расположен музей Палатина, в котором можно увидеть инструменты зодчих древнего времени;
  • храм Аполлона;
  • стадион Доминициана. Его площадь часто используют для организации выставок современного искусства.


Кроме этих достопримечательностей имеется также несколько церквей, которые действуют по сегодняшний день.

С холма открывается незабываемый вид на Римский форум. Если купить билет в него, то можно в течение двух дней беспрепятственно осмотреть сам Форум и Колизей. Чтобы доехать до Палатина нужно воспользоваться метро и выйти на станции Colosseo.

Капитолий

Этот холм, несмотря на свои скромные размеры, занимал в политической жизни Рима значимое место, на нем решались главные вопросы, проводились народные собрания и заседания сената. Его название произошло от слова «голова».

На вершине Капитолия были построены храмы Минервы и Юпитера. Сейчас они интересны туристам, находящимся в них творениями известного Микеланджело. К известной Капитолийской площади можно подняться по лестнице Cordonata, выполненной из мрамора. Впечатляют своими видами дворец Сената и базилика Санта-Мария-ин-Арачели, вход в последнюю бесплатный, к ней ведет витая лестница, в которой 122 ступени. Добраться до Капитоля можно на метро, необходимо будет выйти на станции Colosseo.


Авентин

На этом холме раньше селились плебеи, но потом на нем стали возводить свои дома аристократы, поэтому сохранилось так много храмов богов, которых почитали низшие слои Рима. Авентин среди всех холмов самый романтичный, он пленит к себе людей уютным апельсиновым садом и огромным розарием, в котором присутствуют даже зловонные розы.

Свое название эта возвышенность получила в честь Авентина Сильвия, который стал управлять городом после Ромула.

Среди каменных достопримечательностей стоит посмотреть на остатки крепостных стен древнего города, церковь Святой Сабины и парк Савелло.

Сегодня на нем можно увидеть новое сооружение, построенное на античном фундаменте, некоторые туристы даже делали ставки, что быстрее разрушиться: основание этого дома или надстроенная его часть.


Добраться к Авентину, как и к другим холмам, на которых стоит Рим можно на метро, он расположен недалеко от станции Piramide.

Квиринал

Холм назван в честь бога-миротворца. Существует легенда, что при правлении Ромула его воины не могли иметь семьи и детей, так как в городе был недостаток женщин. Заботливый император пригласил в гости своих соседей сабинян, и после пиршества организовал похищение их женщин. Опоенные крепкими винами сабиняне не сразу смогли оценить их отсутствие, а когда пришли за похищенными женщинами, римляне в целях сглаживания военного конфликта разрешили их королю – Титу Татию править Римом наравне с Ромулом.

В XVI веке Квиринал был самым высоким и его выбрали для поселения большие церковные чины. Благодаря стараниям древних зодчих на нем появился Квиринальский дворец, в котором сейчас расположена резиденция итальянского президента, но в некоторые его помещения проводятся экскурсии, билет в этот музей стоит 5 евро.


На площадях Квиринальского холма расположены известные фонтаны: Тритона и Наяд. К его площадям можно добраться автобусом №170 и 64, а также на метро: холм расположен между станциями Spagna, Baraerini и Repubblica.

Виминал

Наименование холму было назначено природой, на его склонах росло много ивы, прутья этих деревьев зовутся «Viminalis». Первоначально на «Ивовом» холме жили только сабиняне, так как он отошел им после похищения их женщин, а затем большую его часть римляне стали использовать для увеселительных целей.

В древности многие важные вопросы решались не в резиденциях мраморных дворцов, а в термах, поэтому не только на холмах Рима, но и в долинах расположено много таких древних саун. Примечательно, что в них могли купаться как именитые посетители, так и обычные горожане. Сложно представить их масштабы и количество посетителей, если учесть, что термы, расположенные на Виминальском холме занимали 13 его гектар.

На территории терм Диоклетиана разместились:

  • базилика Santa Maria degli Angeli, созданная Микеланджело;
  • площадь республики, занимающая территорию бывших терм;
  • действующая Римская опера;
  • национальный музей. В нем имеется коллекция античных монет. Стоимость экскурсии составляет 12 евро.


Доехать до холма Виминала можно воспользовавшись метрополитеном - станция Repubblica.

Эсквилин

В древности на нем были расположены кладбища для бедных, свалки, на его площадях устраивались казни, эти места считались отсталыми пригородами Рима. Его название в переводе означает «пригород».

Когда в I веке к власти пришел Гай Цильний, то под его руководством на холме были расчищены свалки, а на их месте появились великолепные сады. Чтобы обеспечить для них регулярный полив, соорудили целую систему водоснабжения.

На холме Эсквилин можно посмотреть следующие достопримечательности:

  • дворец Нерона;
  • базилику Санта-Мария-Маждоре;
  • театр dell Opera.


Доехать к этим архитектурным шедеврам можно воспользовавшись метро, и выйдя на остановке Cavor или Termini.

Целий

Пожалуй, этот холм будет интересен тем, кто уже вдоволь насмотрелся достопримечательности Рима. Целий располагается в стороне от главного холма Пантеона. На нем не было построено монументальных строений, но среди небольших сооружений особую ценность представляют улочки, библиотека папы Агапито I, в ней сохранились старинные религиозные книги. Площадь Петра и Павла привлекает остатками древних торговых лавочек.

Уже две тысячи лет на Целии стоит акведук (древний водопровод), который был построен еще Нероном. Архитектурную ценность представляет собой колокольня XII века, которая расположилась недалеко от храма Божественного Клавдия.


Сегодня Рим стоит уже на 15 холмах, но римляне все равно считают значимыми первые 7, заселенные еще в древности.

"Рим не захватывает сразу, как другие города, как Генуя, как Париж, которые сразу бьют в глаза своей оригинальностью.Рим слишком разбросан... и он поражает сперва то отдельной развалиной, то видом, то церковью, и только потом это все начинает соединяться в одну картину". Максимилиан Волошин

Второй день в Риме начался неожиданно, в 7.00 утра я вышел из отеля покурить на улицу и увидел cледующее: «идут две туристки из азии (кореянки, японки или китайки), на них со спины нападают три девушки не понятно какой национальности(точно не азия и африка) и начинают отнимать чемоданы, одна из них вырывается и бежит со своим чемоданом, все это сопровождается криком на всю улицу, вторая пока не перевернулась через свой чемодан, закричав от боли, не смогла от них отделаться…
В итоге вещи остались у азиаток, а нападавшие девушки отошли от места происшествия на 200 метров и, похоже, стали дожидаться других одиноких туристок. «Вот тебе и утро» - подумал я.
Т.к. завтрак у нас в отеле Рима не входил в стоимость номера мы позавтракали брускеттой с капучино в местной кафешке и пошли в сторону Колизея. Могу сказать, я большой любитель кофе, но не капучино, но в Риме я влюбился в этот сорт/вид кофе, как и в само кофе)
Пройдя мимо Basilica di S.Maria Maggiore вышли на улицу Кавур, и, свернув в переулок, увидели вот такое пристанище местных аборигенов)

На самом деле хотелось фотографировать каждый дом и улицу, но после Праги я этим перегорел) Думаю, еще будет такая возможность в будущем, потому что Рим стоит того, чтобы фотографировать каждый дом и улицу:)
Тем временем мы вышли к Università degli Studi di Roma "La Sapienza - Facoltà di Ingegneria



и местной библиотеке, далее свернули направо и уже ощущалось, что за углом будет... то, ради чего миллионы людей едут в Рим, свернуль за угол и замерли от восхищения…





Париж - Эйфелева Башня, Барселона - архитектура Гауди, Лондон - Биг Бен, Рим - Колизей. Да, именно Колизей, на мой взгляд, является визитной карточкой Рима. Ощущения от его посещения непередаваемые: стоя рядом с этим памятником архитектуры, понимаешь, что вся та древняя история, о которой ты читал в учебниках и которая казалась такой далёкой и неправдивой - она вот тут, здесь и сейчас, перед твоими глазами - прямое доказательство существования императоров, гладиаторов, Римской Империи, жизни до христианства.



"Пока стоит Колизей - будет стоять Рим.
Когда падёт Колизей - падёт Рим.
Когда падёт Рим - падёт весь мир."

Это изречение кажется здесь, у стен Колизея, неопровержимым.
Было 9 часов утра, но ко входу в Колизей уже с двух сторон тянулись огромные очереди туристов. Замечу, что огромные - это мягко сказано, в такой очереди я еще ни разу в жизни не стоял. Мы встали в одну из них с надеждой, что нам все-таки пригодится RomaPass. Яркое и горячее солнце обжигало своими лучами и мы с женой поочередно убегали в тень.
Этот Гигант открылся в 11:00, и очередь начала двигаться. У ворот Колизея очередь разделалась на тех у кого уже есть входной билет или RomaPass и тех, кому предстоит оплатить вход. Мы прошли свободно, обходя за ограждением очередь из туристов, желающих купить билет, очень довольные тем, что купили RomaPass. В общем, настоятельно рекомендую всем покупать RomaPass. Обязательно пригодится. Купить можно как через сайт, так и в аэропорту.
Представить себе «жизнь» Колизея во времена его славы оказалось несложной задачей даже для меня. Надо наполнить его восьмьюдесятью тысячами зрителей, усадить цезаря в императорскую ложу, сенаторов — на их места рядом с перилами, не забыть аристократов и весталок, затем подняться к черни, на самый верх, потому что зрители в Колизее рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Был специальный чиновник под названием десигнатор, который следил, чтобы люди садились на подобающие им места.







Прогуливаясь по Колизею, задумываешься о том, чем подпитывалось это дикарство, как все это было устроено. По всей Империи чиновники ловили и покупали диких животных для арены, и с течением времени количество животных, уничтоженных на потеху толпе, привело к почти полному вымиранию некоторых видов животных на территориях, подвластных Риму. Задолго до того, как был построен Колизей, публичное истребление животных служило популярным вступлением к битвам гладиаторов. Одно зрелище приходилось на утро, другое — на дневные часы. Однажды на представлении, на котором присутствовал Цицерон, в 55 г. до н. э., было убито шестьсот львов и восемнадцать слонов!






Гладиаторов привозили в колесницах в день состязаний. Это напоминало современный парад тореадоров. Прибыв в Колизей, гладиаторы выстраивались и обходили арену под музыку, а за ними шли помощники и несли их оружие. Поравнявшись с императорской ложей, гладиатор простирал правую руку и произносил знаменитые слова: «Здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»
Затем тщательно осматривали оружие, и тех, кто пытался хитрить, отсеивали. Иногда соперников определял жребий, иногда сводили вместе двоих, искусно владеющих разными видами оружия, например воин с мечом против воина с сетью и трезубцем, и так далее. По знаку императора начинались схватки не на жизнь, а на смерть, и целый оркестр труб, рожков, флейт, гидравлического органа сливался с возгласами, издаваемыми тысячами зрителей, с голосами «инструкторов», которые подзадоривали бойцов кровожадными выкриками, а если те плохо старались, то и кнутами подстегивали. Самыми милосердными из боев были те, после которых побежденному гладиатору разрешалось попросить даровать ему жизнь. Если он хорошо сражался, толпа могла спасти его от смерти. Тогда зрители поднимали большой палец вверх, что означало «Mitte!» — «Пусть идет!», или же опускали палец вниз, кричали «Jugula!» — «Убей его!» — обрекая на смерть; а хозяин этого мира, осмотревшись и поняв, чего хочет большинство, давал окончательный знак: жизнь или смерть.



Рядом с Колизеем находится триумфальная арка Константина (Arco Constantino), построенная в 315 году. Это единственная арка в Риме, установленная в честь победы в гражданской войне - в честь победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Барельефы для украшения этой арки сняты с более древних сооружений. Высота арки 21 метр, ширина 25,7 метров, глубина 7,4 метра.





Обойдя арку Констрантина, мы решили заглянуть в Римский Форум, но найти вход оказалось не просто. Было уже совсем жарко, а мы все никак не могли найти вход на Форум. Зато забрели во внутренний дворик Храма Ромула, наполнили водой наши фляжки, отдохнули и немного остыли.

Чем еще мне нравятся римские базилики и храмы, помимо их величия и красоты, так это тем, что они построены из мрамора и, как бы ни было жарко на улице, там тебя ждет божественная прохлада.

Храм Ромула воздвиг император Максентий в честь своего умершего сына Валерия Ромула в 307 году н. э. В VI веке храм был превращен в христианскую церковь Косьмы и Дамиана, и, благодаря этому, относительно хорошо сохранился. Косьма и Дамиан были врачами из Киликии. Легенда рассказывает: Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были мазь и острые железки, они исследовали его ногу. Один сказал другому: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить черного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси ее». Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Козьму и Дамиана. Но даже врачебное мастерство не спасло их от гонений во времена Диоклетиана, врачи отказались отречься от своей веры и были убиты. Косьма и Дамиан считались покровителями врачей, хирургов, коновалов и аптекарей.





Вокруг царило веселье, проходили какие-то соревнования по мексиканским или индейским танцам, ходили улыбчивые итальянцы и туристы, сидели вот такие чудики)



Обнаружив вход в Форум мы перекусили восхитительным мороженным и опять же без очереди по RomaPass зашли на форум. Примерно половину форума составляет большая открытая площадка заставленная обломками древних стен и колонн, храмов, тут до сих пор проходят раскопки...





спрятаться от солнца мало шансов. А оно было безжалостным, даже птички прятались в тени колонн от пекла.



А вот оставшуюся половину занимает небольшой парк со смотровой площадкой и апельсинами.

Вид открывается с данной панорамы не самый лучший, но все же.





Мы прошли мимо каменных экспонатов, посидели немного в саду, полюбовались видом Рима со смотровой площадки, увидели чайку «без комплексов»:)







и отправились дальше.
Пусть в меня полетят сейчас апельсиновые корки, яйца и другие продукты, но лично меня Форум не впечатлил. Если бы я знал заранее, как он выглядит, я бы туда не пошел. На мой взгляд, это зря потраченное время. Акрополь в Афинах понравился больше.
Дальше наш путь лежал к, как говорит мой брат, «ребрам мира». :) А итальянцы его как только не называют: "Вставная челюсть", "Торт", "Чернильница", "Пишущая машинка")



Памятник Виктору Эммануилу II — восьмой холм Рима. Его часто критикуют за сияющую белизну, за размеры, за бесчисленные статуи, за то, что он так высокомерно теснит форум Траяна и загораживает Капитолийский холм. Действительно, кажется, в нем все неправильно, но от того он мне очень запомнился. Памятник шокировал бы человека эпохи Августа не меньше, чем самого Виктора Эммануила, который, по имеющимся данным, был человеком скромным. Мрамор Брешии, из которого он сделан, неподвластен времени. История гласит, что, когда этот памятник был построен, премьер министром был депутат от Брешии и что контракт на мрамор обеспечил ему министерское кресло более чем на четверть столетия.



Бедный Виктор Эммануил, грубоватый пятидесятилетний солдат, поддерживаемый своими сыновьями, последний европейский король, который заботился о своем противнике, как заботился, например, об австрийцах, был ревностным католиком. Однажды он сказал Кавуру, что дойдет с ним до ворот Рима, но дальше не сделает ни шагу. Он так и не позволил ничего тронуть в комнате папы в Квиринале. Распятия и другие священные реликвии так и остались там, как в тот день, когда Пий IX покинул Квиринал, отправившись в «ватиканский плен». Что ранило сердце религиозного монарха больше всего, так это то, что его стали сравнивать с Антихристом, и он вынужден был склонять голову под градом анафем, которыми осыпал его Пий.
У папы и короля было много общего, хотя некоторые стороны жизни Виктора Эммануила не могли бы понравиться понтифику. Тем не менее, они были людьми одного типа: простыми, честными, набожными. Папа, несмотря на то, что предал анафеме «короля-грабителя», писал ему вежливые и мягкие личные письма. В свою очередь монарх заканчивал свои послания просьбой о благословении папы! Естественно, благословения Пий дать не мог, но молиться за короля обещал. Такие странные отношения продолжались восемь лет, их пик совпал со смертельной болезнью Виктора Эммануила.
Папу попросили снять запрет, связанный с отлучением от Церкви, чтобы король мог получить последнее утешение. Пий или его советники согласились это сделать, при условии, что король подпишет бумагу о своем полном подчинении Святому Престолу и восстановлении папы в правах. Виктор Эммануил отказался сделать это. Папа со слезами на глазах послал в Квиринал своего личного капеллана, распорядившись освободить от наказания и причастить короля в том случае, если тот хотя бы устно сделает требуемое заявление. Министры не допустили посланца папы к королю, возможно, опасаясь, что Виктор Эммануил, который так не хотел входить в Рим, проявит слабость перед смертью.
— Негодяи! — воскликнул папа. — Они хотят, чтобы он умер как язычник!
Он послал своего прелата во второй раз, и того снова не впустили. Наконец, каким образом, никому не известно, над королем, чуть ли не с последним вздохом милостью папы все же были совершены все необходимые обряды. Взамен от него не потребовали ничего. Через три недели после смерти первого короля Италии последний папа-король тоже сошел в могилу.
Читал, что вроде как на крыше памятника Виктору Эммануилу II открывается потрясающая панорама, но подняться туда можно только на лифте, стоимость проезда на котором 7 евро. 7 за лифт!!!???(во второй раз уже пишу - Ох уж эти итальяшки!)Мы решили не подниматься, так как несколько панорам Рима еще были впереди.






Какой-то внутренний дворик. :)



Через площадь Бокка делла Верита (Bocca della Verita), где находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин мы проследовали в апельсиновый сад, чтобы отдохнуть от нашего второго дня марафона.
На площадьи Бокка делла Верита (Bocca della Verita) стоит Церковь Санта-Мария-ин-Космедин которая была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов. Затем несколько раз обновлена.

После перестройки церкви в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины - Бокка-делла-Верита - большой круглый камень с изображением божества, открывшего уста. Откуда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно.

Если верить легенде, то каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи. Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без - зависело от его правдивости.
Перед церковью можно увидеть фонтан Тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI. Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держат два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.
Здесь же находится Бычий форум (Foro Boario, мясной рынок) - старейший римский форум. Здесь был построен первый мост (так называемый Свайный), тот самый, с которого весталки бросали в Тибр тростниковые фигурки людей во время одного из ритуалов. Мост не сохранился до наших дней. Форум был первым римским портом и важным коммерческим центром. Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 г. до н.э.
Круглый храм посвящен Геркулесу Победителю,



поскольку где-то здесь знаменитый герой прилег отдохнуть во время выполнения своего десятого подвига. А пока он спал, часть коров похищенных им у Гериона, в свою очередь украл ужасный трехглавый Как, сын Вулкана и Медузы, обитавший в пещере у подножия Авентинского холма. Проснувшись, Геркулес разыскал коров и победил Кака. Этот шаг к цивилизации и прославили римляне во II в. до н.э., построив храм на Бычьем форуме, где продавался скот. В те времена храм Геркулеса Победителя мог казаться просто великолепным, поскольку он почти целиком сделан из мрамора. Его украшают 20 коринфских колонн. Черепичная крыша, разумеется, поздняя. Над колоннами был антаблемент.
Мы дошли до апельсинового сада, который находится на холме Авентин и огорожен высоким забором.
Среди семи римских холмов Авентин прослыл холмом поэзии - его красоту воспевали многие поэты: Даннунцио, Кардуччи и Маццини отмечали его очарование и неповторимость. Есть много версий, почему Авентин был так назван. Одна из версий, что во время соревнования между Ремом и Ромулом, кто быстрее найдет источник, птички (aves) сопровождали Рема, который нашел источник именно здесь. И в честь этих птичек-помощников холм был назван Авентином. По другой версии, aventus - сбор: древний народ собирался здесь чтобы отметить праздники богини Дианы. Есть еще одна версия: здесь был погребен король Авентинус, которого убила молния.
Парк (апельсиновый сад) открыли в 1932 году, он находится на месте крепости, принадлежавшей семье Савелли, оставшиеся от нее камни можно найти среди деревьев. Сад заканчивается террасой, с которой открывается великолепный вид на Тибр, Трастевере, Яникул и Ватикан. Тут я так понимаю очень любят фотографироваться брачующееся, типо нашего Царицыно, пока мы были там, минимум две пары приехали на фотосессию:)



Мы тоже решили запечатлеться, все-таки скоро свадьба.



И позагорать на закате. :)

Из апельсинового сада открывается еще одна панорама Рима



Повалявшись на траве и отдохнув, мы пошли искать ресторан, который понравился мне по отзывам еще в Москве. Прошли мимо Циркуса Максимуса (Большой цирк) (Circus Maximus),





который протянулся вдоль юго-западного склона Палатина. Если верить преданию, огромный амфитеатр был сооружен ещё во времена царей на месте похищения сабинянок.
Плоская долина между двумя параллельными склонами Палатина и Авентина изначально была идеальной естественной ареной длиной свыше 600 и шириной почти 90 м с готовыми трибунами для 200 тыс. зрителей. При Цезаре трибуны одели в камень. Площадку гигантского ипподрома разделяла продольная стена, которую обегали соревновавшиеся колесницы. Украшавшие стену египетские обелиски стоят теперь на площадях Рима, а от самого Большого цирка сохранились лишь руины небольшого участка трибун в юго-восточном углу арены.
Сделали огромный крюк, а ресторан был закрыт, сиеста)).
Вот такие дорожные знаки



Окончательно устав зашли в первый попавшийся ресторан, недалеко от Колизея, там попробовали лимончелло, домашнее вино и пасты. Было не вкусно)







Опять удивились corpetto в 2 евро с человека, оставили еще на чай 10%, надо было идти или дальше или в ресторан напротив, но там была очередь, а кушать очень хотелось. :)
Про corpetto (ресторанный сбор). Если вы зашли в бар выпить чашечку кофе или стакан сока и не собираетесь провести здесь время, то не торопитесь садиться за столик. При обслуживании у стойки чаевые не приняты. Если хоть на минутку присядете за столик, то потребуется оплатить ещё и «ресторанный сбор», который составляет в среднем 2-3 евро с человека. Об этом мы узнали уже почти в конце путешествия. Еще где-то прочитал, что можно отдельно еще оставить чайвые, если оставляется 10%, то считается, что обслуживание было потрясающим. :) По незнанию мы везде оставляли 10%)), хотя не везде было вкусно и не везде обслуживание было на высоте. По итальянским меркам шиканули. :) В последний день в Риме официантке помимо сервисного сбора 3 евро, оставили на чай 7 евро) Так как она украинка:). Мы решили, что своя… Вот здесь точно шиканули! 
После ужина пошли в отель, набрели на русскую католическую церковь



и ночную Basilica di S.Maria Maggiore.



Могу однозначно сказать, что нам она больше всех понравилась в Риме.

Легенда гласит: 21 апреля сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса основали город Рим. О том, можно ли верить этому преданию и при чем здесь «братство волка», беглые рабы и убийцы, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр - как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, - пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. - Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно - в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, - это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов - Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало - не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул - двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), - напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. - Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они - злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», - пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества - убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул - он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.