Малое блокадное кольцо. Культура ленинградской области


"Зеленый пояс славы"

На подступах к Ленинграду, где в годы фашистской блокады пролегал передний край битвы за город,- от южного берег, Финского залива по Неве до Ладожского озера, по северному берегу Финского залива, вдоль р. Сестры, севернее г. Сестрорецка и от западного берега Ладожского озера до восточного и южного берегов Лемболовского озера, где в сентябре 1941 г. были остановлены фашистские захватчики и откуда в январе 1944 г. войска Ленинградского фронта перешли в решительное наступление,- ленинградцы воздвигли мемориальный комплекс - уникальный Зеленый пояс Славы протяженностью 220 км, посвященный мужеству и героизму защитников Невской твердыни. Зеленый пояс включает также Ораниенбаумский плацдарм (60 км) и "Дорогу жизни". Первые памятники на линии обороны появились в 1944-1945 гг. По проектам группы архитекторов, еще не успевших снять военную форму, тогда установили несколько бетонных памятных стел и обелисков на рубежах, где ленинградцы остановили врага. Некоторые из них были выполнены в дереве и, к сожалению, не сохранились. В 1961 г. трудящиеся города и области приступили к увековечению памятных мест по линии героической обороны Ленинграда. В величавом и скорбном молчании, неповторимый ни по замыслу, ни по значению, на всем протяжении кольцевой линии фронта раскинулся Зеленый пояс Славы, состоящий из 29 архитектурно-скульптурных комплексов, выполненных в граните, бетоне, металле. В мемориальные комплексы включены военная техника, окопы, траншеи, огневые точки, переносящие зрителя во времена войны.
Авторы общей планировки - архитекторы Г. Булдаков, В. Гайкович, М. Сементовская.
По территориальному признаку памятники образуют пять больших групп.
Ансамбль "Ораниенбаумский плацдарм" включает памятники "Приморский", "Атака", "Якорь", "Январский гром", "Гостилицкий", "Дальний рубеж", "Берег мужественных", обобщенные названия которых раскрывают конкретные военные события на этих участках фронта. Для защиты Кронштадта и мощных фортов Финского залива в ходе ожесточенных боев в сентябре 1941 г. была создана Приморская оперативная группа. В течение двух с половиной лет бойцы этой группы прочно удерживали Приморский плацдарм - Ораниенбаумский "пятачок". Отсюда же в январе 1944 г. началось наступление советских войск по снятию блокады Ленинграда.
Мемориальный комплекс "Берег мужественных" расположен по обеим сторонам шоссе Ленинград - Усть-Луга (103-й километр) на берегу р. Воронки. Именно здесь, недалеко от деревни Керново, в сентябре 1941 г. защитники Ораниенбаумского "пятачка" преградили путь фашистским полчищам, рвавшимся к Ленинграду. На одной стороне шоссейной дороги - мемориальная площадка со стелой и шестнадцатью флагштоками, на другой - надолбы, символизирующие оборону. Основной памятник - горизонтальная 30-метровая стела, выполненная из монолитного железобетона,- установлен на обрывистом берегу Воронки. В центре стелы, отражающей идею неизбежности поражения врага, размещены скульптурные барельефы защитников города - нагрудное изображение солдата, матроса, партизана и девушки-бойца. Их мужественные и суровые лица символизируют силу и стойкость советских воинов. Скульптура барельефа и надписи на стеле выполнены из латуни.
Памятник открыт в октябре 1967 г.
Авторы памятника - архитекторы А. Камалдинов, А. Ривкин, Н. Устинович, скульпторы М. Габе, П. Якимович, инженеры Н. Ильин, В. Самулевич.
Ансамбль "Южное полукольцо фронта" увековечивает памятные места героических сражений воинов 42-й и 52-й армий Ленинградского фронта, принявших на себя главный удар фашистов, которые штурмовали город с юга - от Финского залива до устья р. Тосно, и в исключительно напряженных боях остановивших врага у Пулковских высот, на левом берегу Невы, в 3 км от Ижорского завода,- важнейших стратегических пунктах обороны Ленинграда.
Пространственные композиции "Кировский вал", "Пулковский рубеж", "Бессмертию солдата", "Ополченцы", "Непокоренные", "Штурм", "Ижорский таран", "Невский порог" созвучны событиям, происходившим на южных подступах к городу. Смысловая выразительность в названиях подчеркивается образным решением каждого памятника в отдельности: это обелиски и стелы в виде стилизованного знамени ("Ополченцы"), стелы-указатели, надолбы, необычные по силуэту и композициям. "Ижорский таран" - композиция из металла и железобетона, символизирующая древнерусское наступательное орудие. Удачно раскрыты темы в композициях "Невский порог" - в виде закрытого перед врагом шлагбаума - и "Пулковский рубеж", расположенный на 20-м километре Киевского шоссе, на склоне Пулковской высоты. Центральная горизонтальная стела оформлена мозаичными панно контрастных тонов (черный, серый, белый), раскрывающими героизм фронтовиков - пулеметчиков, минометчиков, танкистов, артиллеристов - и горожан в условиях блокады - рабочих, учителей, женщин на строительстве оборонительных сооружений, ополченцев, медицинских работников. В центре стелы - присяга у боевого знамени. Основной смысл художественного решения стелы: единство города и фронта в жестокой битве с врагом. На южном склоне Пулковских высот установлены два танка.
Авторы памятника - архитектор Я. Лукин, скульптор Л. Михайлёнок, живописец-монументалист А. Ольхович.
Ансамбль на берегах Невы. С востока город обороняли войска Невской оперативной группы. Передний край шел по правому берегу Невы до Шлиссельбургской крепости "Орешек" и по западному побережью Ладожского озера до мыса Осиновец.
Сорвав попытку фашистских войск с ходу форсировать Неву, части Невской оперативной группы во второй половине сентября 1941 г. захватили на левом берегу, занятом противником, небольшой плацдарм - легендарный Невский "пятачок", снискавший себе славу невиданным героизмом и мужеством оборонявших его воинов. Шлиссельбургская крепость "Орешек", являясь форпостом Невской оперативной группы, держала 500-дневную героическую оборону.
В январе 1943 г., сломив ожесточенное сопротивление врага, войска 67-й армии, сформированной на базе Невской оперативной группы, форсировали Неву южнее Шлиссельбурга и вместе с частями 2-й ударной армии Волховского фронта прорвали блокаду и обеспечили постоянное сухопутное сообщение Ленинграда со страной.

Этим событиям посвящены памятники: "Безымянная высота", "Невский "пятачок", "Прорыв", "Переправа", крепость "Орешек".
51-й километр шоссе Ленинград - Петрокрепость. Крохотный участок береговой полосы на Неве, у бывшей деревушки Московская Дубровка. Это земля бесстрашия, мужества и скорби - Невский "пятачок", сковывавший значительные силы врага в течение почти двух лет. В 1952 г. на братской могиле "пятачка" был поставлен строгий мраморный обелиск, увековечивший память героически погибших воинов Советской Армии.
Авторы обелиска - архитектор А. Лапиров, скульптор Г. Якимова.
В сентябре 1971 г., в 30-ю годовщину сражений на Невском берегу, на бывшей южной границе Невского "пятачка" открыт монумент "Рубежный камень". Два куба - чугунный и гранитный, врезанные друг в друга, на 7 м приподняты над берегом. На грани куба - горельефные изображения воинов.
Авторы монумента "Рубежный камень" - архитекторы О. Романов, М. Хидекель, скульптор Э. Насибулин.
Ансамбль на Карельском перешейке. Северные подступы к Ленинграду от Ладожского озера до Финского залива по линии Верхние Никулясы, Лемболово, Белоостров, река Сестра стойко защищала 23-я армия. Летом 1944 г. войска 21-й и 23-й армий при участии Краснознаменного Балтийского флота с этого рубежа перешли в наступление, разгромили вражеские войска, освободили Карельский перешеек и обеспечили безопасность Ленинграда с севера. Три памятника - "Сестра", "Сад мира" и "Лемболовская твердыня" - увековечивают боевые действия советских войск.
"Лемболовская твердыня" - мемориальный ансамбль, посвящен памяти доблестных защитников Карельского перешейка. Основная композиция расположена на Лемболовских высотах: в склон врезаны массивные плиты, к которым от Приозерского шоссе ведет широкая лестница-дорожка. В центре на вертикальном устое укреплен куб с рельефом - символическим изображением Родины-матери: горельефом женщины с ребенком; воссозданы дот и окопы. В мемориал входит памятник героям-летчикам у станции Лемболово. Открыт в 1965 г.
Авторы композиции - руководитель коллектива А. Гутов, архитектор Ю. Цариковский, скульптор Б. Свинин, инженер Н. Седов.
Ансамбль "Дорога жизни". Блокируя город с суши, гитлеровцы решили уничтожить его население голодом. На помощь Ленинграду пришла вся страна.

30 августа 1941 г. ГКО принял решение о доставке продовольственных грузов и снаряжения в осажденный город через Ладожское озеро. На протяжении всей легендарной трассы установлено 45 мемориальных километровых столбов вдоль автомобильного шоссе от Ленинграда до Ладожского озера и 36 - по железной дороге от Финляндского вокзала.
Архитектурно-художественное решение памятников "Цветок жизни", "Румболовская гора", "Разорванное кольцо", "Стальной путь", "Катюша" вызывает множество ассоциаций, связанных с "Дорогой жизни".
"Разорванное кольцо" расположено на самом берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска. Рядом с памятником - закладной камень из красного гранита с надписью: "Здесь начиналась "Дорога жизни" в период блокады Ленинграда". Центральное сооружение памятника - выполненная в современной манере разомкнутая арка - зрительно создает напряженный, немного трагичный и в то же время триумфальный образ, ассоциирующийся и с фермами разведенного моста, и с поднятым шлагбаумом, и с радугой, повисшей над озером. На бетонной площадке под аркой навечно "вмерзшие" следы протектора колес автомашины напоминают о тех тружениках-грузовиках, которые везли хлеб ленинградцам. На площадке установлены два железобетонных шара, имитирующих прожекторы. Установлена также железобетонная стела, обработанная под полированный гранит. Ансамбль дополняет 85-мм зенитное орудие. Памятник открыт в октябре 1966 г.
Авторы ансамбля - архитектор В. Филиппов, скульпторы К. Симун, В. Дугонец, инженер И. Рыбин, художник В. Яковлев. На 3-м километре бывшей "Дороги жизни", у поселка Ковалеве, стоит памятник "Цветок жизни". В центре композиции - наклонная плита с надписью: "Во имя жизни и против войны; детям - юным героям Ленинграда 1941-1944 гг." Белый каменный цветок на 10-метровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: "Пусть всегда будет солнце". 40-метровая лестница и березовая пионерская аллея Дружбы связывают "Цветок жизни" с насыпным холмом, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой - ленинградской школьницы-пионерки, пережившей все трудности блокадной зимы 1941/42 г.
Памятник открыт в октябре 1968 г.
Авторы памятника - архитекторы Я. Мельников, А. Левенков.

Идею Михаила Дудина забросили и исказили еще в семидесятые годы прошлого века

Власти Петербурга и Ленинградской области не успевают привести в порядок и отреставрировать все памятники ансамбля «Зеленый пояс Славы» к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Слишком поздно начались работы по инвентаризации и обследованию монументов.

Еще требуется время на решение имущественных вопросов. Например, в Ленобласти 24 из 27 мемориалов не имеют собственника, и переписка с Росимуществом по определению принадлежности объектов только началась. Привести в порядок весь комплекс чиновники двух регионов обещают к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Город выделяет на свою часть около 100 миллионов, а область — 113 миллионов.


И то хорошо. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но тут еще важно, как оно пойдет, ведь огромный комплекс «Зеленого пояса Славы» — это все-таки ансамбль. Неоднозначный, неоднородный, а потому требует комплексного и профессионального подхода. Если его будут реставрировать, как это делалось до сих пор — красить плиты серой или красной краской для придания вида (ранее в номере от 12 сентября 2012 года мы уже поднимали эту тему), — то смысла такая реставрация не имеет.

Сколько стоит ваш ремонт

Две красные гвоздики на пропитанной невской сыростью гранитной плите «Рубежного камня» — главного монумента Невского пятачка и одного из памятников «Зеленого пояса Славы», ансамбля мемориалов, которые, окружая Петербург, напоминают нам о блокаде Ленинграда. Две красные гвоздики на темном граните. Когда бы вы ни приехали, цветы там будут. Не знаю, кто их приносит. Я к своему стыду, приезжая к памятникам войны, вспоминаю о цветах в самый последний момент, когда стою и смотрю на гвоздики, положенные не мной. Но, слава богу, кто-то об этом помнит. Так было и на этот раз. Экскурсанты, по очереди вылупившиеся из автобуса, слушая рассказ о великой битве, отводили взгляды от гвоздик. И всем захотелось сразу сделать что-то хорошее. Один мужчина, видно, человек не бедный, даже спросил экскурсовода, сколько будет стоить отремонтировать памятник. Экскурсовод оказался осведомленным. И назвал сумму, которую не так давно обсчитывали в музейном агентстве Ленинградской области. Четыре миллиона рублей. Бизнесмен, видимо рассчитывая на отличные от столиц сметы, такой не ожидал, и, делая неловко-задумчивый вид, поторопился зайти в автобус.

Мы не знаем, чем закончилась эта история. Может, бизнесмен еще посчитает активы и свяжется с музейным агентством...

До пояса аллей не дошло

По сути ведь так и было. «Зеленый пояс Славы» — народный памятник. Идею придумал поэт Михаил Дудин. Комплекс памятников с соединяющими их аллеями и рощами должен был проходить по блокадному кольцу, а монументы стоять на местах конкретных боев, на рубежах, где были остановлены войска противника. Проект «Зеленого пояса Славы» и отдельных мемориалов на общественных началах был разработан коллективом архитекторов во главе с Геннадием Булдаковым в 1958 — 1964 годах. Возводили монументы своими силами жители Ленинграда и предприятия города. К 20-летию Победы на «Зеленом поясе Славы» стояли если не памятники, то закладные стелы. Но потом энтузиазм поутих, и где-то так и остались стоять стелы. Содержание памятников также было поручено расположенным поблизости хозяйствующим субъектам — если не районным администрациям, то заводам и фабрикам.

И вот это стало ошибкой. Практически сразу ансамбль перестал быть ансамблем: каждая организация отвечала за свой объект (которые были разнесены по 200-километровому кольцу), и никто не думал масштабно. До пояса из аллей и рощ так и не дошло.

Ансамбль перестал быть ансамблем

Концепция продолжала разваливаться. В 1974 году Совет министров РСФСР выпустил постановление №624, которым ансамбль был назван «Зеленым поясом Славы Ленинграда», а его мемориалы были признаны историческими памятниками федерального значения. Но для упрощения содержания воинских монументов в Ленинграде и области постановление называлось «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» — в ансамбль «Зеленого пояса Славы» включили памятники мемориальных комплексов «Дорога жизни» и «Ораниенбаумский плацдарм», которые создавались другими архитекторами и несли другие смыслы. Какие, понятно из названий.

Команда Булдакова тогда протестовала. Архитекторы говорили, что они создавали именно «Зеленый пояс Славы». Но в постановление Совмина РСФСР не внесешь поправки, как в генплан Петербурга.

Так и осталось. Документ смешал идеи и концепции в одну кучу. И краеведы, писавшие книги о воинских мемориалах Ленинграда, лишь транслировали это постановление.

Что получилось в результате? Тридцать два памятника, за каждым из которых ухаживали кто во что горазд: здесь завод или воинская часть камни к праздникам подкрашивали, а там администрация района ставила клумбы.

14, 19, 32 или 80?

Ну а потом, ближе к перестройке, и ухаживать перестали. Петербург и Ленобласть стали разными субъектами Федерации. К концу века власти раздали поручения районам приводить монументы в порядок. Но это не решает проблему. Как мы уже говорили, на многих объектах нет даже собственника.

С количеством тоже ничего не ясно. Постановление Совмина говорило о 32 памятниках, восемь из которых находились на территории Ленинграда. В 2001 году в распоряжении администрации Санкт-Петербурга говорилось о 14 памятниках «Зеленого пояса Славы» на территории города. Сейчас комитет по культуре Петербурга заявляет о том, что «Зеленый пояс Славы» состоит из 37 мемориальных комплексов, которые включают в себя более 80 памятников. А комитет по управлению городским имуществом утверждает, что из них в реестре собственности Петербурга учтены 19 объектов. Ленобласть насчитала 27 памятников.

Так сколько же памятников в «Зеленом поясе Славы»? И что с ними делать?

Стелы и тополя заменить

Вот тут как раз ответ есть. В Петербурге живет автор программы реконструкции и замены памятников «Зеленого пояса Славы» Зоя Кошик. В свое время она с энтузиастами-архитекторами разработала такой проект. Он был принят и даже нашел финансирование (мы подробно рассказывали об этом в статье «Зеленый пояс Славы» развалился на отдельные памятники» в номере за 12. 09. 2012 года). Но потом как-то все забылось. Если коротко, его суть — в создании единой дирекции по содержанию, реконструкции, замены и прочая, и прочая, и прочая памятников «Зеленого пояса Славы», где кроме аппарата в штате были бы архитекторы и реставраторы. И пусть эта дирекция занималась бы всеми военными, если не отдельными памятниками, то ансамблями — «Дорогой жизни», «Ораниенбаумским плацдармом»... Это было бы логично. Тогда можно было бы планомерно работать: восстановить потерянное, поменять наконец закладные стелы на памятники, в аллеях кое-где заменить тополя, сажавшиеся к каким-то датам в спешке, на другие породы деревьев... Как объясняла корреспонденту «ВП» Зоя Петровна, в каждой композиции была духовная составляющая, выраженная художественными средствами, а стелы и орудия не несут такую задачу.

Ничейные памятники

Идея единой дирекции витает, можно сказать, в воздухе. Как рассказывал в своем интервью «Вечернему Петербургу» губернатор Георгий Полтавченко, было бы правильно передать ансамбль «Зеленого пояса Славы» в одни руки, чтобы какая-то единая дирекция отвечала за состояние памятников. Но с учетом январских торжеств, а также 70-летия Великой Победы власти решили, что сейчас важнее привести «Зеленый пояс Славы» в порядок.

В соседнем регионе этот вопрос также обсуждался. Как рассказал на заседании консультативного совета при губернаторе Ленинградской области по делам ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов вице-губернатор Николай Емельянов, они обращались в ноябре 2012 года через полпредство президента с предложением создать единый музейный комплекс, который бы отвечал за ансамбль «Зеленого пояса Славы» в двух регионах. Но решения не было.

В результате в обоих регионах проведена инвентаризация. И в Ленобласти 24 из 27 памятников не имеют собственника. Чтобы он появился, надо провести объекты через регистрацию в Росимуществе. Письма туда написаны, ответа пока нет. Также субъектами составлен сводный расчет необходимого финансирования для проведения ремонтно-реставрационных работ. В Петербурге эта сумма около 100 миллионов рублей, а в Ленобласти — 113,42 миллиона рублей.

В общем, юбилей грядет, деньги есть. А духовная составляющая есть?

Резюмируем. «Зеленый пояс Славы», как его задумал Михаил Дудин, до сих пор не достроен. Конечно, кольца аллей и рощ уже не вырастить, но закладные стелы надо заменить памятниками. Но для этого у легендарного мемориала должен быть один хозяин.

«Зеленый пояс Славы» - это уникальный мемориальный комплекс, памятники которого установлены в местах, где во времена блокады Ленинграда пролегал рубеж защиты города. Комплекс протянулся на 200 км и состоит из более, чем 80 различных памятников, обелисков и стел, а также зеленых насаждений, мемориальных садов и рощ. Он состоит из Большого блокадного кольца и Ораниенбаумского плацдарма (Малого блокадного кольца). Также в него входят памятники, расположенные вдоль Дороги жизни и протянувшиеся от берегов Ладожского озера до Ржевки.

История создания комплекса

Самые первые памятники на рубежах защиты Ленинграда появились еще в 1944-1945 годы, когда были установлены несколько бетонных плит, деревянных памятников и обелисков на той территории, где ленинградцы остановили фашистов.

Автором идеи о создании мемориального комплекса был Дудин Михаил Александрович - общественный деятель и писатель-фронтовик, это он предложил воздвигнуть памятники и обелиски на подступах к Ленинграду, которые будут входить в единый комплекс и нести общую идею.

Для строительства комплекса была проведена гигантская работа по определению, где конкретно проходила линия обороны города. В канун 20-летия со Дня Победы были посажены первые деревья и установлены первые закладные камни в местах, где в будущем должны были быть воздвигнуты памятники.

Строительство монументов происходило на общественных началах, к работе привлекались простые ленинградцы, рабочие и учебные коллективы, многие фабрики и заводы. Каждый отдельный участок, где предполагалось строительство, был взят под шефство районных исполкомов Советов города и области.

Памятники в составе мемориального комплекса

Большое блокадное кольцо протянулось от Санкт-Петербурга вдоль побережья Финского залива через Сестрорецк, Белоостров, Лемболово, Васкелово, вдоль Ладожского озера, через Шлиссельбург, Кировск, Колпино, Пулковские высоты и Урицк. На южном рубеже кольца расположены такие памятники, как «Кировский вал», «Ополченцы», «Непокоренные», «Невский Порог» и другие.

В ансамбль на берегах Невы входят «Безымянная высота», «Прорыв», крепость «Орешек». На северном рубеже кольца в ансамбль Корельского перешейка включены такие монументы, как «Лемболовская твердыня», «Сестра» и памятник героям-летчикам. Также в это блокадное кольцо входят памятники, расположенные в некотором отдалении от основной границы: «Бессмертие солдата», мемориал в честь героев-авроровцев, а также мемориальный комплекс «Кронштадтский», расположенный на одноименном острове.


В Малое блокадное кольцо входят такие памятники, как «Приморский», «Якорь», «Гостилицкий», «Берег мужественных», форт «Красная горка» и другие. В ансамбль Дороги жизни включены такие монументы, как «Цветок жизни», «Катюша», «Разорванное кольцо». Также на протяжении всей дороги установлены памятные километровые столбики, которые идут вдоль автомобильной и железнодорожной дорог.

К сожалению, все памятники постепенно разрушаются, приходят в негодность, а некоторые из них так и остались на стадии установки первых закладных камней. Но несмотря на то, что власти города и области не успевают восстановить и отреставрировать все памятники к 70-летию со Дня Победы, многие мемориалы комплекса будут местами традиционных торжеств, мероприятий и церемоний в память о защитниках Ленинграда.

Зелёный пояс Славы… Что говорят вам эти слова? Кому-то ничего особенного, кто вспомнит что-то связанное с Великой Отечественной Войной, а кто-то знает больше. До недавнего времени я относился к тем, кто что-то слышал, но толком ничего рассказать не может. Скучной зимой, в ожидании мотосезона, я решил устранить этот пробел и начал рыться в интернетах, изучая детали и продумывая маршруты предстоящих мотопоездок. Приведу короткую выдержку из Википедии:

«Зелёный по́яс Сла́вы» - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-1944 годов, созданный в 1965-1968 годах с целью увековечить память его героических защитников. В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие организации Ленинграда. Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни.

Далее от себя. Собрать полную информацию обо всех объектах комплекса оказалось непросто. По большей части информация доступна и её было относительно просто систематизировать, но для некоторых сооружений пришлось повозиться с поисками их описаний и конкретных мест расположения. Очень непростым объектом оказался «Кировский вал», который состоит из 11 монументов расположенных на территории Кировского района. С сожалением я узнал, что не всё памятники сохранились до наших дней – мемориал «Белый остров» в суровые 90-е был снесён и на его месте сейчас построена автозаправочная станция.

По результатам сбора данных я получил таблицу, содержащую сведения о 38 мемориалах Зелёного пояса Славы, объединяющих в общей сложности 50 монументов. Многие из них были мне знакомы, но о некоторых мне довелось узнать впервые. Невский пятачок и Прорыв были мне хорошо знакомы, я давно изучал их историю, был достаточно осведомлён о событиях, происходивших во времена войны в местах, где установлены эти мемориалы. Другие объекты комплекса я видел лишь из окна автомобиля, проезжающего мимо, и мне предстояло узнать много нового о них.

Изначально поездка планировалась на первые выходные, следующие за Днём Победы, как первая серьёзная загородная поездка открывшегося мотосезона. Выбор такой даты оказался очень правильным решением, поскольку после праздника все мемориалы были убраны, приведены в порядок и усыпаны цветами. Погода тоже не подвела, было сухо и относительно тепло. В первый день мы ездили втроём, во второй день начали вдвоём, а заканчивал я уже в одиночестве.

Это были потрясающие выходные. Сделанные мной в этой поездке фото монументов можно посмотреть в альбоме «Зелёный пояс славы», созданный на странице сообщества «Вся Ленобласть на Мото» -

Рубрикатор / Архитектура/Скульптура, монументы, мемориалы
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья.
Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343.
И.А. Карпенко Карпенко Ирина Александровна
Беляева Г.В. , сотрудничал
Булдаков Геннадий Никанорович , сотрудничал
Гайкович Владислав Л. , сотрудничал
Иогансен Кирилл Леонардович , сотрудничал
Меликова Мария Константиновна , сотрудничал
Петров Василий Александрович , сотрудничал
Сементовская Марьяна Авенировна , сотрудничал
Соколова Ольга Ивановна , сотрудничал

География

Ленинградская обл/Всеволожский р-н/Борисова Грива д
Ленинградская обл/Всеволожский р-н/Васкелово д
Топографические ориентиры/Воронка р.
Ленинградская обл/Кировский р-н/Кировск г
Ленинградская обл/Кировский р-н/Кобона д
Ленинградская обл/Кировский р-н/Лаврово д
Топографические ориентиры/Ладожское оз.
Ленинградская обл/Кировский р-н/Леднево д
Топографические ориентиры/Приозерское шоссе
Топографические ориентиры/Сестра р.
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Усть-Луга п
Топографические ориентиры/Финский залив