Российско китайский самолет с 929. Совместный проект России и Китая — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт

Семейство российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета официально назвали CR929. Церемония присвоения названия состоялась 29 сентября в штаб-квартире СОМАС в Шанхае. Латинские буквы C и R обозначают участников: С - China, R - Russia. CR - это также первые две литеры названия российско-китайского предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое выступает оператором программы нового самолета.

ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) в торжественной обстановке присвоили наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету нового поколения, а также презентовали ливрею лайнера.

Первый полет головного прототипа ШФДМС запланирован на 2021 год, а начало серийных поставок ШФДМС ожидается в 2025–2027 годах.

Меморандум о совместном создании ШФДМС был подписан российской и китайской сторонами в апреле 2014 года. Документы по программе создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета были подписаны 25 июня 2016 года в рамках официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай, в том числе договор о создании на партитетной основе совместного предприятия, необходимого для реализации программы, которое будет зарегистрировано на штаб-квартиру СОМАС в зоне свободной торговли в районе Пудун в Шанхае.

Первый полет головного прототипа ШФДМС запланирован на 2021 год, а начало серийных поставок ШФДМС ожидается в 2025–2027 годах в зависимости от предполагаемого количества выбранных при разработке новых технологических решений. В России будет организован совместный инженерный центр для проектирования самолета. а само серийное производство должно будет вестись на предприятии СОМАС в Пудуне (построенном для производства перспективного китайского среднемагистрального самолета С919).


Также стороны представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Он представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева направо. Цвета крыльев символизируют участников проекта: красный - Китай, синий - Россия.


На церемони российскую сторону представили Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. Китай представили Заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь и Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн. Также в мероприятии принял участие Президент совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) Го Бочжи. ⠀

Комментируя выбор основных цифр будущего лайнера, Юрий Слюсарь пояснил:

"В китайской культуре число 9 означает вечность. Мы же стратегически названием и нумерацией совместно выстраиваем концепцию единого предложения гражданских самолетов. Так, семейство CR 929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С 919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолетов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR 929 - 500/600/700".

Еще одна цитата: " Мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов может составить не менее 8200 лайнеров".⠀⠀⠀

Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн заявил: "Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR 929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире".
⠀⠀⠀


Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет обозначаться как CR929-600, младшая версия - CR929-500, а старшая версия - CR929-700.


Двигатели

Параметры самолета до конца неизвестны. Планировалось, что самолет будет оснащаться двигателями ПД-35, но на первом этапе планируется установка британского Rolls Royce или американского General Electric.

В сентябре этого года ОАК подписала с китайской двигателестроительной компанией AECC меморандум о сотрудничестве по совместной разработке газотурбинного двигателя.

Совместная работа над перспективным авиадвигателем в мировом авиастроении дело исключительное. Двигатели делают не все страны и технологиями стараются не делиться. Как предполагается, российско-китайский двигатель будет иметь тягу не менее 35 тонн, а по реализации в нем научно-технических заделов станет одним из самых современных.


Стоимость разработки самолета составит $13 млрд, финансирование будет вестись на паритетных началах. Как сообщалось ранее, Минпромторг РФ направил в правительство заявку на финансирование разработки самолета в размере 3,9 млрд рублей в 2018 году.


Предполагается, что первый твердый контракт на CR 929 может быть заключен уже в 2019 году. Если проект удастся реализовать по плану, то это будет настоящий прорыв в гражданском авиастроении и сильнейший удар по монополии Airbus и Boeing, контролирующих сегодня весь мировой рынок дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов.
Как заявляется, CR 929 может быть на 15 процентов эффективнее, чем Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350. В конструкции самолета планируется реализовать новейшие достижения в аэродинамике и композитных материалах.

Расходы на проектирование и строительство самолета Россия и Китай будут нести поровну. Эксперты считают, что мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов составит не менее 8200 штук. Крупнейшим рынком будет Китай с потребностью не менее 1500 лайнеров. И России с учетом размеров нашей страны CR 929 очень даже пригодится.


Реализация программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета идет по графику, констатировал глава минпромторга Денис Мантуров в официальном сообщении.
"Разработана концепция семейства, определены характеристики воздушного судна. Ближайшие планы - переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования", - перечислил министр.

"Создаваемая машина сразу вписывается в глобальный контекст для полноценного присутствия на мировом рынке. При этом мы создаем единый проект, формируем с китайскими коллегами единое позиционирование нового самолета", - пояснил Денис Мантуров.

Ещё весной 2014 года во время визита в столицу КНР президента России В.В. Путина был подписан меморандум о совместной работе по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС). Его выполнение поручено с российской стороны объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), с китайской – государственной компании СОМАС (Commercial Aircraft Corpartion of China).
Уже через два года в китайском городе Чжухай, в ноябре на международном салоне China Airshow-2016 широкой публике показали модель российско-китайского воздушного лайнера.

После подписания правительствами двух стран соглашения о совместной реализации программы ШФДМС была создана компания China-Russia Commercial Aircraft International Corp.Ltd. Крупный китайский мегаполис Шанхай избран местом головного офиса и штаб-квартирой совместной компании, её президентом назначен Гуо Божи, который в компании СОМАС занимал пост руководителя отдела широкофюзеляжных самолётов. Со стороны России место в совете директоров в компании China-Russia займёт С. Фомин, руководивший в ОАК коллективом, разрабатывающим программы для самолётов с широким фюзеляжем.

Для стран, роли по созданию ШФДМС распределились следующим образом – китайская СОМАС отвечает за разработку и изготовление композитно-металлического фюзеляжа, а российская ОАК разработает и наладит производство крыла из композита. Завод в Шанхае будет заниматься окончательной сборкой планера.

Первая серия ШФМДС будет оснащаться моторами западных компаний Rolls-Royce или General Electric. В июле 2016 года российская и китайская сторона собрали коллектив для совместной разработки двигателя мощностью 35 т. с. В России к проекту ПД-35 приступили раньше, взяв за основу наработки по мотору ПД-14 для лайнера .

В марте 2017 года совместное предприятие «Китайско-российская международная коммерческая компания» взяла на себя решение задач разработки, производства и сбыта с последующим обслуживанием ШФДМС. По состоянию на 6 апреля 2017 года российская сторона завершила второй этап по проекту ШФДМС, выполнены такие важные работы: с уточнением данных по требованию к широкофюзеляжным самолётам разработана 3D модель теоретических обводов самолёта и изготовлена модель крыла ДМС, произведена оптимизация расчётных данных всех характеристик лайнера и прочие технические расчёты и требования.

Цена всего проекта 117.5 млн долларов, первые серийные поставки планируются на 2027 год, поднимется ШФДМС в воздух не позднее 2022 года. Этот самолёт уже в первый год будет дешевле конкурентов на 20% и надеемся создаст здоровую конкуренцию, господствующим в этом сегменте Boieng и Airbus.

К 2025 г. в России появится новый российско-китайский пассажирский самолет на дальние перевозки. Меморандум был подписан сторонами в апреле 2014-го, но только в ноябре этого года удалось выйти на технико-экономическое обоснование и "ударить по рукам". На международном авиасалоне в Китае China Airshow 2016 в начале ноября была продемонстрирована модель будущего широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолетам (ШФДМС).

Оссийско-китайский пассажирский самолет. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Авторами проекта выступили Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) России и авиастроительная корпорация Китая - COMAC. Партнеры из Поднебесной окрестили самолет С929, а российская сторона пока ограничилась аббревиатурой ШФДМС. Запуск первого самолета назначен на 2025 год. Совместный проект позволит заменить иностранные лайнеры отечественными и потеснить на мировом рынке двух ключевых западных производителей - Boeing и Airbus. Сегодня именно эти две компании производят почти все широкофюзеляжные самолеты этого класса.

По своим характеристикам самолет находится на границе между классами малой (200-300 мест) и средней (300-400) вместимости. Ориентировочное число мест - 280, дальность полета - до 12 тыс. километров. Сегмент средней вместимости является самым востребованным в мире. К примеру, из всех заказов Boeing и Airbus половина приходится на широкофюзеляжные самолеты средней вместимости на 300-400 мест. Озвученные характеристики вместимости и дальности будущего самолета говорят о достигнутой договоренности российской и китайской сторон, поскольку еще летом корпорациям не удавалось прийти к общему знаменателю по рыночной нише будущего детища. Дело в том, "что русскому хорошо, то китайцу смерть".

В России почти все лайнеры рассчитаны на маршруты средней дальности 2,5-6 тыс. км с малым пассажиропотоком до 300 мест. Китаю - наоборот, нужен дальнемагистральный самолет с большой вместимостью 400-450 мест. В Поднебесной постоянно растет поток пассажиров, летающих в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Дальность этих рейсов превышает 7 тыс. километров. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), через 20 лет Китай вдвое нарастит количество рейсов, обгонит США и станет главным рынком пассажирских перевозок. К моменту выпуска самолета С929 в 2025 г. у китайцев будет еще 10 лет для строительства большого авиапарка к запланированному росту пассажиропотока. Как мы видим, характеристики дальности "заточены" под зарубежные рейсы китайских авиакомпаний, перевозящих пассажиров на расстояния в 7-10 тыс. км в Европу, США, Австралию, на африканский континент. Очевидно, что китайские производители видят увеличение зарубежных рейсов для своих граждан. Для России, наоборот, важен средний класс вместимости на 300 человек, включая зарубежные перевозки.

Выработанные характеристики можно назвать обоюдно выгодными, но в меньшей степени для России, если применять самолет на внутренних рейсах. Затраты на эксплуатацию дальнемагистральной авиамашины могут оказаться невыгодными на средних дальностях, а значит, авиакомпании будут закупать их исключительно на рейсы в США, Японию, Индию и Таиланд. В любом случае широкофюзеляжный самолет необходим России. В том числе для экспорта. Правда, по оценкам аналитиков, рассчитывать на большой спрос не стоит по примеру западных производителей, чьи заказы не превышают в этом классе дальности 250 авиамашин. Впрочем, эти показатели изменят в ближайшие десятилетия китайские компании. По прогнозам, авиакомпании Поднебесной приобретут порядка 6 тыс. самолетов, из которых на широкофюзеляжные придется минимум 1,5 тыс. авиамашин. Поскольку проект совместный, выиграет от поставок и Россия.

Сделать проект выгодным для всех сторон может развитие семейства нового самолета. Об этом заранее достигнута договоренность, а нынешняя версия будет базовой. В корпорациях не уточнили, каких параметров коснутся изменения, но очевидно - вместимость будет варьироваться. Вариации с дальностью более сложные, поскольку затрагивают характеристики двигателя. На сегодня известно, что российская сторона разрабатывает двигатель ПД-35 для будущего самолета. Он относится к категории большой тяги и рассчитан на дальнемагистральные самолеты. Но первые лайнеры проекта С929 будут оснащаться двумя западными двигателями General Electric или Rolls-Royce в классе тяги 35 тонн. Самые технические сложные в производстве элементы самолета возьмет на себя российская сторона. Это создание композитного крыла, механизация всего самолета, авионика. Опыт создания машины дальнемагистрального широкофюзеляжного класса имеет только "Ильюшин". Также в группу разработчиков и производителей входят ОКБ компаний "Туполев" и "Гражданские самолеты Сухого". Китайской компании достанется работа над фюзеляжем. Само производство возьмет на себя авиазавод в пригороде Шанхая, где уже строится среднемагистральный китайский самолет C919. Координирование совместного проекта будет проходить в зоне свободной торговли Пудун вблизи Шанхая. Общая его стоимость оценивается в $15-20 млрд, которые поровну инвестируют Россия и Китай.

Пока же правительство России решило создать переходную модель дальнемагистрального самолета до появления в 2025-2027 гг. российско-китайского лайнера. По словам Дмитрия Рогозина, выпуск Ил-96-400 позволит отказаться от закупок западных машин, которые резко подорожали из-за курсовой разницы. Этот самолет является глубокой модернизацией Ил-96-300 и получит дальность полета до 12 тыс. километров. Минпромторг выделяет на "переходный" проект 50 млрд рублей. Лайнер оснастят современной авионикой, увеличат длину фюзеляжа. Первые испытательные полеты пройдут уже в 2019 году. На сегодня это единственный отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Но даже в модернизированном виде он не может конкурировать с западными аналогами по экономичности. Тем не менее решение носит стратегический характер, поскольку западные компании могут усилить санкции и лишить российский авиарынок импортных запчастей.

Семейство российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета официально назвали CR929. Церемония присвоения названия состоялась 29 сентября в штаб-квартире СОМАС в Шанхае. Латинские буквы C и R обозначают участников: С - China, R - Russia. CR - это также первые две литеры названия российско-китайского предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое выступает оператором программы нового самолета.

ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) в торжественной обстановке присвоили наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету нового поколения, а также презентовали ливрею лайнера.

Первый полет головного прототипа ШФДМС запланирован на 2021 год, а начало серийных поставок ШФДМС ожидается в 2025-2027 годах.

Меморандум о совместном создании ШФДМС был подписан российской и китайской сторонами в апреле 2014 года. Документы по программе создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета были подписаны 25 июня 2016 года в рамках официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай, в том числе договор о создании на партитетной основе совместного предприятия, необходимого для реализации программы, которое будет зарегистрировано на штаб-квартиру СОМАС в зоне свободной торговли в районе Пудун в Шанхае.

Первый полет головного прототипа ШФДМС запланирован на 2021 год, а начало серийных поставок ШФДМС ожидается в 2025-2027 годах в зависимости от предполагаемого количества выбранных при разработке новых технологических решений. В России будет организован совместный инженерный центр для проектирования самолета. а само серийное производство должно будет вестись на предприятии СОМАС в Пудуне (построенном для производства перспективного китайского среднемагистрального самолета С919).

1.

Также стороны представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Он представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева направо. Цвета крыльев символизируют участников проекта: красный - Китай, синий - Россия.

2.

На церемони российскую сторону представили Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. Китай представили Заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь и Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн. Также в мероприятии принял участие Президент совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) Го Бочжи. ⠀

Комментируя выбор основных цифр будущего лайнера, Юрий Слюсарь пояснил:

"В китайской культуре число 9 означает вечность. Мы же стратегически названием и нумерацией совместно выстраиваем концепцию единого предложения гражданских самолетов. Так, семейство CR 929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С 919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолетов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR 929 - 500/600/700".

Еще одна цитата: " Мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов может составить не менее 8200 лайнеров".⠀⠀⠀

Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн заявил: "Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR 929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире".
⠀⠀⠀
3.

4.
4.

Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет обозначаться как CR929-600, младшая версия - CR929-500, а старшая версия - CR929-700.

5.

Двигатели

Параметры самолета до конца неизвестны. Планировалось, что самолет будет оснащаться двигателями ПД-35, но на первом этапе планируется установка британского Rolls Royce или американского General Electric.

В сентябре этого года ОАК подписала с китайской двигателестроительной компанией AECC меморандум о сотрудничестве по совместной разработке газотурбинного двигателя.

Совместная работа над перспективным авиадвигателем в мировом авиастроении дело исключительное. Двигатели делают не все страны и технологиями стараются не делиться. Как предполагается, российско-китайский двигатель будет иметь тягу не менее 35 тонн, а по реализации в нем научно-технических заделов станет одним из самых современных.

6.

Стоимость разработки самолета составит $13 млрд, финансирование будет вестись на паритетных началах. Как сообщалось ранее, Минпромторг РФ направил в правительство заявку на финансирование разработки самолета в размере 3,9 млрд рублей в 2018 году.

7.

Предполагается, что первый твердый контракт на CR 929 может быть заключен уже в 2019 году. Если проект удастся реализовать по плану, то это будет настоящий прорыв в гражданском авиастроении и сильнейший удар по монополии Airbus и Boeing, контролирующих сегодня весь мировой рынок дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов.
Как заявляется, CR 929 может быть на 15 процентов эффективнее, чем Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350. В конструкции самолета планируется реализовать новейшие достижения в аэродинамике и композитных материалах.

Расходы на проектирование и строительство самолета Россия и Китай будут нести поровну. Эксперты считают, что мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов составит не менее 8200 штук. Крупнейшим рынком будет Китай с потребностью не менее 1500 лайнеров. И России с учетом размеров нашей страны CR 929 очень даже пригодится.

8.

Реализация программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета идет по графику, констатировал глава минпромторга Денис Мантуров в официальном сообщении.
"Разработана концепция семейства, определены характеристики воздушного судна. Ближайшие планы - переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования", - перечислил министр.

"Создаваемая машина сразу вписывается в глобальный контекст для полноценного присутствия на мировом рынке. При этом мы создаем единый проект, формируем с китайскими коллегами единое позиционирование нового самолета", - пояснил Денис Мантуров.

9.

Репортаж целиком на

Российско-китайский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета получил имя CR 929. Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), CR 929 - название целого семейства широкофюзеляжных самолетов российско-китайского производства. Буквы С и R обозначают участников проекта - Китай и Россию, а также первые буквы совместного предприятия CRAIC, которое является оператором проекта.

Торжественная церемония наименования состоялась в Шанхае в штаб-квартире Китайской корпорации гражданского авиастроения. Был показан логотип совместного предприятия, который представляет два равных крыла, движущиеся слева направо. Красное крыло символизирует Китай, синее - Россию.

Как сообщили ОАК, базовая версия будет называться CR 929-600, младшая версия - CR 929–500, а старшая версия - CR 929–700.

Совместный китайско-российский проект по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) в корне перечеркивает всю программу по импортозамещению, которую ранее провозгласила Россия, уверен гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев. Более того, как рассказал эксперт газете «Колокол России», эта программа несет ряд сложностей, которые могут угрожать национальной безопасности страны. Совместные проекты такой мощности, учитывая, что самолетостроение – это сфера двойного значения, где технологии применяются и в оборонной сфере, представляют стратегическое значение для страны, а значит, крайне опасно строить самолеты с кем бы то ни было – пусть даже с лучшим другом, отметил эксперт.

«Еще не так давно мы были в достаточно хороших отношениях с Евросоюзом и США, однако, учитывая возрастающую мощь Китая на международном рынке и его мировые амбиции, сегодня никто не сможет спрогнозировать, как себя может повести Пекин по отношению к РФ и в совместном масштабном авиационном проекте. Сегодня Россия попала в крайне неудобную ситуацию с самолетом Sukhoi Superjet-100, где около 75 — 80 процентов составляют комплектующие импортного производства, а в другом среднемагистральном самолете проекта МС-21 процент иностранных комплектующих составляет около 60 процентов. В стратегическом плане это не жизненные машины, которые полностью зависят от геополитической ситуации и отношений между Западом и РФ», — отметил собеседник издания.

В базовой комплектации авиалайнер CR 929 сможет перевозить 280 пассажиров. Сборка самолета будет проходить в Шанхае, а конструкторское бюро и инженерный центр будут находиться в России на базе предприятий ОАК.

«На сегодняшний день ни Россия, ни Китай не обладают технологиями в гражданской авиации, которые могли бы серьезно конкурировать с мировыми авиационными гигантами — такими как Airbus и Boeing. Если в военной авиации российские конструкторы и инженеры еще способны достойно выдерживать конкуренцию, то в гражданской авиации наши технологии сильно устарели. После развала Советского Союза руководство страны посчитало, что стране не нужно собственное производство гражданских самолетов, потому что выгоднее и дешевле покупать за рубежом уже готовые борта, однако на поверку все это вышло для России большой проблемой. Если РФ приложит максимум усилий уже сегодня, то добьется значительного результата не раньше чем через 20 лет, однако нужно помнить, что и лидеры авиационного строения не будут стоять на месте», — уверен Виктор Горбачев.

Ранее вице-президент по маркетингу компании «Гражданские самолеты Сухого» Тамара Какушадзе рассказала, что от запуска программы ШФДМС до первого полета пройдет около 7 лет, а первый самолет будет поставлен заказчику примерно через 10 лет. По ее словам, с китайскими партнерами у нас риск-разделенное партнерство, которое позволяет снизить издержки и риски при реализации столь амбициозной программы. Инженерный центр и разработки локализуем в России, а производство, продажи и послепродажное обслуживание приближаем к якорному первичному рынку сбыта – локализуем в Китае.

Российско-китайский широкофюзеляжной дальнемагистральной самолет CR 929 вплетен в российскую политику последних лет по восстановлению статуса авиационной державы, каковой она была до 1990 года, отметил член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По мнению собеседника издания «Колокол России», руководство страны уже немало сделало в этом направлении, создав Superjet-100, в производство запущен самолет Ил-114 для эксплуатации на местных авиалиний вместо Ан-24, а также МС-21, проходящий сейчас испытания.

«Пока российское правительство дремало и разваливало авиационное правительство, Китай стал ведущей экономикой мира и частично перенес на свою территорию производство Airbus, таким образом, китайцы могли заполучить современные европейские технологии. Более того, КНР уже производит несколько моделей самолетов, в частности, китайские конструкторы переделали Ан-24, за которыми уже выстраивается очередь из международных покупателей. Однако, несмотря на это, российский интеллектуальный вклад в самолет CR 929 будет преобладать», — полагает Олег Смирнов.

Макет широкофюзеляжного самолета CR 929 был продемонстрирован осенью 2016 года на китайской выставке Airshow China-2016. По некоторым данным, Россия и Китай планируют сообща инвестировать в производство самолета $20 млрд. Из них на разработку и создание производственных мощностей будет направлено $13 млрд, а на производство запчастей и маркетинг - $7 млрд.

По данным Минпромторга, к концу 2018 г. планируется «разработка и утверждение эскизного проекта» широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета «Финансирование опытно-конструкторских работ будет продолжено в 2018-2020 гг. за счет предельных объемов, предусмотренных на государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»